Литературные произведения на тему человек и природа. Человек и природа в отечественной и мировой литературе

07.02.2024

Молочный брат листвы и трав, Глядишься в зеркало природы, В ее лице свое узнав.

А. Тарковский

Один из героев романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» утверждал, что «природа не храм, а мастерская», тем самым обесценивая мир природы. Но то, что Базарову представлялось мастерской, на самом деле - неизведанная Вселенная, а мы являемся всего лишь частью ее: частью русских просторов и полей, воспетых еще в былинах, необъятного неба над головой князя Андрея, песчинкой той мрачной пустыни, в которой Пушкин обрел дар пророка.

Взаимоотношения человека и природы не так просты и однозначны. Для нас родная земля - и добрый друг, который может стать ближе матери, и в то же время неудержимая стихия, несущая разрушения и бедствия.

Через природу, взаимосвязь с ней человек познает жизнь и самого себя, открывает вечные истины. Именно поэтому вопрос о взаимоотношениях человека и природы давно волновал поэтов и писателей. Эта тема звучит в произведениях М. Ю. Лермонтова, Л. Н. Толстого, И. С. Тургенева... Но прежде всего русскую литературу мы связываем с именем А. С. Пушкина. С детства нам знакомы строчки любимых стихов: «Буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя...» Читая произведения о природе, поначалу представляешь лишь листья золотые да «непокорную волну». Но позже, вновь и вновь перечитывая все те же стихи, познаешь, какой глубокий философский смысл скрыт в них.

Во многих стихотворениях Пушкина поэт и человек слиты воедино в лирическом герое. Природа для него - макрокосм, в котором возможна гармония с окружающим миром, где герой забывает «песни муз» и где «моря сладкий шум» ему милее. Когда человек остается наедине с природой, он открыт всему миру, душа его и мысли светлы.

В миг соединения с природой приходит вдохновение - дар свыше, «душа стесняется лирическим волненьем». Так, например, в стихотворении «Редеет облаков летучая гряда...» герой обращается к печальной звезде:

Люблю твой слабый свет в небесной вышине;

Он думы разбудил, уснувшие во мне...

В стихотворении «Осень» процесс творчества изображается на фоне смены времен года. Любое изменение в природе, будь то окончание лета, приход осени, наступление зимы, неизменно влечет за собой глубокие перемены в душе человека. Любимое время года дарит поэту особое вдохновение:

И мысли в голове волнуются в отваге,

И рифмы легкие навстречу им бегут,

И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,

Минута - и стихи свободно потекут.

Жизнь природы - движение, в котором вечно друг друга будут сменять времена года. Человек в минуты вдохновения - оживший корабль, готовый к долгим странствиям. «Куда ж нам плыть?..» И нет и не будет конца этому движению человека бок о бок с природой.

В своих волнениях и тревогах мы неизменно обращаемся к природе, находя в ней или покой, или новую страсть. Так, Пушкин, охваченный стремлением к свободе, ощущает родство с морской стихией:

Ищу стихий других, земли жилец усталый;

Приветствую тебя, свободный океан.

В любовной лирике поэта вновь звучит тема единства человека и природы. Возлюбленная героя предстает перед ним в окружении птиц, среди утренней росы, в пучине океана.

Как жарко поцелуй пылает на морозе!

Как дева русская свежа в пыли снегов!..

Жемчужина пушкинской лирики - стихотворение «На холмах Грузии лежит ночная мгла...». Любовь и южная ночь рождают умиротворенность души, озаренной светлой печалью.

Во взаимоотношениях человека и природы порой наступают моменты, когда она перестает быть таинственным и огромным миром, становясь близким тебе существом. В стихотворении «К морю» герой обращается к «свободной стихии», словно к другу, способному разделить его волнения:

Как друга ропот заунывный.

Как зов его в прощальный час,

Твой грустный шум, твой шум призывный

Услышал я в последний раз...

Ты ждал, ты звал... я был окован;

Вотще рвалась душа моя...

Человек и природа нераздельно связаны друг с другом. В моменты грусти героя сникает листва, утихают шумные воды; уныния его «ничто не мучит, не тревожит...». Но как поднимают настроение «мороз и солнце!». Как радостно и светло становится на душе! Не только радость, но и смутные сомнения и страхи рождает природа в душе человека. Единство сохраняется, приобретая новые оттенки. В стихотворении «Бесы» вихри метели, витающие во мраке ночи, луна-невидимка заставляют героя рисовать в воображении пляску бесов, вызывают предчувствие неминуемой беды, гармонируя с настроением поэта:

Мчатся бесы рой за роем

В беспредельной вышине,

Визгом жалобным и воем

Надрывая сердце мне...

В споре о вечном и тленном природа берет верх над человеком, и он, сознавая ее величие и бессмертие, преклоняется перед ней:

Я мыслю: патриарх лесов

Переживет мой век забвенный,

Как пережил он век отцов.

С этими строками перекликается финальная строфа стихотворения:

И пусть у гробового входа

Младая будет жизнь играть,

И равнодушная природа

Красою вечною сиять.

«Торжественный покой» бережет у Пушкина вольный дуб, символизирующий мощь и силу, могущество и достоинство. Образ этот будет унаследован Лермонтовым, стремящимся обрести покой под сенью вечно шумящего древа. Однако «равнодушная природа» в его стихах станет ближе к человеку, не теряя своего величия.

Образы природы: и «холм лесистый», и «нивы златые», и «три сосны» в стихотворении «Вновь я посетил...» - рождают в душе героя светлые воспоминания и философские размышления о смысле жизни. Обращаясь к младой роще, к незнакомому племени, которое в будущем должно сменить его поколение, поэт верит:

Услышит ваш приветный шум...

И обо мне вспомянет.

Тема взаимоотношения человека и природы в творчестве Пушкина не исчерпывается лирикой поэта и находит отражение в его романе «Евгений Онегин». Здесь автору важно показать через взаимосвязь героев с природой их внутренний мир.

Тихая и робкая Татьяна...

Она любила на балконе

Предупреждать зари восход,

Когда на бледном небосклоне

Звезд исчезает хоровод...

Для героини природа являлась и домом, и другом. И так же, как белый снег зимой, Татьяна была чиста душою. Впоследствии именно нравственность, истоки которой в общении с природой, помогла героине противостоять светской пошлости.

Онегин, воспитанный высшим обществом, далек от миропонимания Татьяны. Картины природы наводят скуку на него, чужды его душевному складу:

Два дня ему казались новы,

Уединенные поля.

Прохлада сумрачной дубровы.

Журчанье тихого ручья;

На третий роща, холм и поле

Его не занимали боле;

Потом уж наводили сон...

Онегин не чувствует единства и гармонии с природой. Жестокая плата за это - внутреннее опустошение.

Полноправным героем романа является сам автор, и поэтому гибель Ленского - это не просто смерть одного из персонажей. Прощаясь с юным поэтом, Пушкин расстается со своей молодостью, с грустной улыбкой подчиняясь общему закону жизни. Зимняя природа в сцене дуэли вторит его чувствам. Вновь ярко ощутима гармония окружающего мира и человека в их обоюдных волнениях и страстях.

Мотив единства человека и природы - один из ведущих в пушкинском творчестве. На первый взгляд, это можно объяснить жизненными обстоятельствами: несколько лет прожил поэт в тесном общении с природой. Сколько сокровенного в строках: - о

Простите, верные дубравы! Прости, беспечный мир полей, И легкокрылые забавы Столь быстро улетевших дней! Прости, Тригорское, где радость Меня встречала столько раз!

Однако человек и природа изначально едины. Мы дети Великой Матери, но часто забываем об этом. Пушкин возвращает Человека к вечной истине, объясняя нам самих себя.

Все знают, что человек и природа связаны друг с другом неразрывно, и мы наблюдаем ее каждый день. Это и дуновение ветра, и закаты и восходы, и созревание почек на деревьях. Под ее влиянием складывалось общество, развивались личности, формировалось искусство. Но и мы оказываем на окружающий мир ответное влияние, но чаще всего отрицательное. Проблема экологии была, есть и будет актуальной всегда. Так, многие писатели затрагивали ее в своих произведениях. В этой подборке перечислены самые яркие и сильные аргументы из мировой литературы, которые затрагивают проблематику взаимного влияния природы и человека. Они доступны для скачивания в формате таблицы (ссылка в конце статьи).

  1. Астафьев Виктор Петрович, “Царь-рыба”. Это одно из самых известных произведений великого советского писателя Виктора Астафьева. Главная тема повести — единство и противостояние человека и природы. Писатель указывает на то, что на каждом из нас лежит ответственность за то, что он совершил и что происходит в окружающем мире, неважно — хорошее или плохое. Также в произведении затронута и проблема масштабного браконьерства, когда охотник, не обращая внимания на запреты, убивает и тем самым стирает с лица земли целые виды животных. Так, столкнув своего героя Игнатьича и матушку-природу в лице Царь-рыбы, автор показывает, что собственноручное уничтожение нашей среды обитания грозит гибелью нашей цивилизации.
  2. Тургенев Иван Сергеевич, “Отцы и дети”. Пренебрежительное отношение к природе рассматривается и в романе Ивана Сергеевича Тургенева “Отцы и дети”. Евгений Базаров, отъявленный нигилист, заявляет прямо: “Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник”. Он не наслаждается окружающей средой, не находит в ней ничего таинственного и прекрасного, всякое ее проявление для него пустяки. По его мнению, “природа должна приносить пользу, в этом ее назначение”. Он полагает, что нужно забирать то, что она дает – вот незыблемое право каждого из нас. В качестве примера можно вспомнить эпизод, когда Базаров будучи в плохом настроении, пошел в лес и ломал ветки и все остальное, что попадалось ему на пути. Пренебрегая миром вокруг себя, герой попал в ловушку собственного невежества. Будучи медиком, он так и не сделал великих открытий, природа не дала ему ключей от своих потайных замков. Он погиб от своей же неосмотрительности, став жертвой болезни, вакцины от которой он так и не изобрел.
  3. Васильев Борис Львович, “Не стреляйте в белых лебедей”. В своем произведении автор призывает людей бережнее относиться к природе, противопоставляя двух братьев. Лесник заповедника по фамилии Бурьянов, несмотря на свою ответственную работу, воспринимает окружающий мир не иначе, как к ресурс потребления. Он с легкостью и совершенно без зазрения совести срубал деревья в заповеднике для того, чтобы построить себе дом, а его сын Вова и вовсе был готов замучить щенка, которого он нашел, до смерти. К счастью, Васильев противопоставляет ему Егора Полушкина, его двоюродного брата, который со всей добротой души бережет естественную среду обитания, и хорошо, что есть все-таки такие люди, которые заботятся о природе и стремятся сохранить ее.
  4. Гуманизм и любовь к окружающему миру

    1. Эрнест Хемингуэй, “Старик и море”. В своей философской повести “Старик и море”, которая была основана на подлинном событии, великий американский писатель и журналист затронул многие темы, одна из которых — проблема взаимоотношения человека и природы. Автор в своем произведении показывает рыбака, который служит примером того, как нужно относиться к окружающей среде. Море кормит рыбаков, но и добровольно уступает только тем, кто понимает стихию, ее язык и жизнь. Также Сантьяго понимает и ответственность, которую несет охотник перед ореолом своего обитания, чувствует вину за то, что вымогает пищу у моря. Его тяготит мысль о том, что человек убивает своих собратьев для того, чтобы пропитаться. Так можно понять основную мысль повести: каждый из нас должен понимать свою неразрывную связь с природой, чувствовать вину перед ней, и пока мы несем ответственность за нее, руководствуемся разумом, то Земля терпит наше существование и готова делиться своими богатствами.
    2. Носов Евгений Иванович, “Тридцать зерен”. Еще одним произведением, подтверждающим, что гуманное отношение к другим живым существам и природе — это одна из основных добродетелей людей, является книга “Тридцать зерен” Евгения Носова. Здесь показывается гармония между человеком и животным, маленькой синичкой. Автор наглядно демонстрирует то, что все живые существа — братья по происхождению, и нам необходимо жить в дружбе. Синичка поначалу боялась идти на контакт, но поняла, что перед ней — не тот, кто поймает и запрет в клетке, а тот, кто защитит и поможет.
    3. Некрасов Николай Алексеевич, “Дедушка Мазай и зайцы”. Это стихотворение знакомо каждому человеку с детства. Оно учит помогать братьям нашим меньшим, бережно относится к природе. Главный герой — Дед Мазай — охотник, а это значит, что зайцы должны быть для него, прежде всего, добычей, пропитанием, но его любовь к месту, где он живет, оказывается выше, чем возможность получить легкий трофей. Он не только спасает их, но и предупреждает, чтобы не попадались ему во время охоты. Не это ли высокое чувство любви к матушке-природе?
    4. Антуан де Сент-Экзюпери, “Маленький принц”. Главная мысль произведения звучит голосом главного героя: “Встал, умылся, привел себя в порядок и сразу приведи в порядок свою планету”. Человек — не царь, не король, и он не может управлять природой, но может позаботиться о ней, помочь, следовать ее законам. Если бы каждый житель нашей планеты следовал этим правилам, то наша Земля была бы в полной безопасности. Из этого следует, что нам необходимо заботиться о ней, бережнее к ней относится, ведь все живое имеет душу. Мы приручили Землю и должны быть за нее ответственны.
    5. Проблема экологии

  • Распутин Валентин “Прощание с Матерой”. Сильное влияние человека на природу показал в своей повести “Прощание с Матерой” Валентин Распутин. На Матере люди жили в гармонии с окружающей средой, берегли остров и хранили его, но власти нуждались в постройке гидроэлектростанции, и решили затопить остров. Так, под воду ушел целый животный мир, о котором никто не позаботился, лишь жители острова почувствовали вину за “предательство” родного края. Так человечество разрушает целые экосистемы из-за того, что нуждается в электричестве и других ресурсах, необходимых для современной жизни. Оно с трепетом и пиететом относится к своим условиям, но совершенно забывает о том, что целые виды растений и животных гибнут и уничтожаются навсегда из-за того, что кому-то понадобилось больше комфорта. Сегодня та местность перестала быть индустриальным центром, заводы не работают, а вымирающим деревням не нужно столько энергии. Значит, те жертвы и вовсе были напрасными.
  • Айтматов Чингиз, “Плаха”. Разрушая окружающую среду, мы разрушаем и свою жизнь, свое прошлое, настоящее и будущее — такая проблема поднимается в романе Чингиза Айтматова “Плаха”, где олицетворением природы выступает семья волков, которая обречена на смерть. Гармония жизни в лесу была нарушена человеком, который пришел и рушит все на своем пути. Люди устроили охоту на сайгаков, а причиной такого варварства послужило то, что возникло затруднение с планом мясосдачи. Таким образом, охотник бездумно разрушает экологию, забывая о том, что он сам — часть системы, и это, в конце концов, скажется на нем самом.
  • Астафьев Виктор, «Людочка». В данном произведении описывается следствие наплевательского отношения властей к экологии целого региона. Люди в загрязненном, пропахшем отходами городе озверели и бросаются друг на друга. Они утратили естественность, гармонию в душе, теперь ими правят условности и первобытные инстинкты. Главная героиня становится жертвой группового изнасилования на берегу помойной реки, где текут гнилые воды – такие же прогнившие, как нравы горожан. Никто не помог и даже не посочувствовал Люде, это равнодушие довело девушку до самоубийства. Она повесилась на голом кривом дереве, которое тоже погибает от безразличия. Отравленная, безысходная атмосфера грязи и ядовитых испарений отражается на тех, кто сделал ее такой.

Человек и природа в отечественной и зарубежной литературе

Русская литература, будь она классической или современной, всегда чутко реагировала на все изменения, происходящие в природе и окружающем нас мире. Отравленные воздух, реки, земля - все молит о помощи, о защите. Наше сложное и противоречивое время породило огромное количество проблем: экономических, нравственных и других. Однако, по мнению многих, среди них самое важное место занимает экологическая проблема. От ее решения зависит наше будущее и будущее наших детей. Катастрофой века можно назвать нынешнее экологическое состояние окружающей среды. Кто виноват? Человек, забывший о своих корнях, забывший, откуда он родом, человек-хищник, который становился подчас страшнее зверя. Именно этой проблеме посвящен ряд произведений таких знаменитых писателей, как Чингиз Айтматов, Валентин Распутин, Виктор Астафьев.

Имя Распутина – одно из ярких, запоминающихся среди писателей 20 века. Моё обращение к творчеству данного писателя не является случайностью. Именно произведения Валентина Распутина никого не оставляют равнодушным, безразличным. Он одним из первых поднял проблему, связанную со взаимоотношениями человека и природы. Эта проблема является животрепещущей, так как жизнь на Планете, здоровье и благополучие всего человечества связана с экологией.

В повести «Прощание с Матёрой» писатель размышляет о многом. Предметом описания является остров, на котором раскинулась деревня – Матёра. Матёра – это реальный остров со старухой Дарьей, с дедом Егором, с Богодулом, но одновременно это образ многовекового уклада, который теперь уходит – навсегда? И название подчеркивает материнское начало, то есть человек и природа тесно связаны. Остров должен уйти под воду, потому что тут строится плотина. То есть это с одной стороны правильно, потому что население страны необходимо обеспечить электроэнергией. А с другой стороны – это грубое вмешательство людей в естественный ход событий, то есть в жизнь природы.

Случилось что-то страшное со всеми нами, считает Распутин, и это не частный случай, это не просто история деревни, происходит разрушение чего-то очень важного в душе человека, и для писателя становится совершенно ясно, что если сегодня можно топором ударить по кресту на кладбище, то завтра будет можно сапогом в лицо старику.

Гибель Матёры – это разрушение не просто старого уклада, а крушение целого мироустройства. Символом Матёры становится образ вечного дерева – лиственницы, то есть царь – дерево. И живет поверье, что царским лиственем и крепится остров к речному дну, к общей земли, и покуда стоять будет он, будет стоять и Матёра.

Не может оставить равнодушным читателя произведение Чингиза Айтматова “Плаха”. Автор позволил себе высказаться по самым болевым, злободневным вопросам современности. Это роман-крик, роман, написанный кровью, это отчаянный призыв, обращенный ко всем и к каждому. В "Плахе" волчица и ребенок погибают вместе, и

кровь их смешивается, доказывая единство всего живого, несмотря на все существующие диспропорции. Человек, вооруженный техникой, часто не задумывается над тем, какие последствия для общества и будущих поколений будут иметь его дела. Уничтожение природы неизбежно сочетается с уничтожением всего человеческого в людях.

Литература учит, что жестокость к животным и к природе оборачивается для самого человека серьезной опасностью для его физического и нравственного здоровья

Таким образом, отношения человека и природы на страницах книг многообразны. Читая о других, мы невольно примериваем характеры и ситуации на себя. И, возможно, тоже задумываемся: а сами-то мы как относимся к природе? Не стоит ли что-то поменять в этом отношении? (505 слов)

Человек и природа

Сколько красивых стихов, картин, песен создано о природе… Красота окружающей нас природы всегда вдохновляла поэтов, писателей, композиторов, художников, и все они по-своему изображали ее великолепие, загадочность.

Действительно, с давних времен человек и природа составляют единое целое, они очень тесно взаимосвязаны между собой. Но, к сожалению, человек считает себя выше всех остальных живых существ и провозглашает себя царем природы. Он забыл, что сам является частью живой природы, и продолжает вести себя агрессивно по отношению к ней. Ежегодно вырубаются леса, в воду сбрасываются тонны отходов, воздух отравляют выхлопы миллионов автомобилей… Мы забываем, что запасы в недрах планеты когда-нибудь иссякнут, и продолжаем хищнически добывать полезные ископаемые.

Природа является огромным кладом богатства, однако человек только потребительски относится к ней. Об этом повествование в рассказах В. П.Астафьева «Царь-рыба». Основная тема – взаимодействие человека и природы. Писатель рассказывает, как истребляют белую и красную рыбу на Енисее, уничтожают зверя и птицу. Кульминационной становится драматическая история, приключившаяся однажды на реке с браконьером Зиновием Утробиным. Проверяя самоловы, куда попал огромный осетр, он вывалился из лодки и запутался в собственных сетях. В этой экстремальной ситуации, на грани жизни и смерти, вспоминает он свои земные грехи, вспоминает, как обидел когда-то свою односельчанку Глашку, искренне раскаивается в содеянном, молит о пощаде, мысленно обращаясь и к Глашке, и к царь-рыбе, и ко всему белому свету. И все это дает ему «какое-то еще не постигнутое умом освобождение». Игнатьичу удается спастись. Сама природа здесь преподнесла ему урок. Таким образом, В.Астафьев возвращает наше сознание к гетевскому тезису: «Природа всегда права».

Об экологической катастрофе, ожидающей человека, рассказывает и Ч.Т.Айтматов в романе-предупреждении «Плаха». Этот роман – крик, отчаяние, призыв одуматься, осознать свою ответственность за все, что так обострилось и сгустилось в мире. Через экологические проблемы, затронутые в романе, писатель стремится достичь прежде всего как проблемы состояния человеческой души. Роман начинается темой волчьей семьи, перерастающей потом в тему гибели Могонкумов по вине человека: человек врывается в саванну как преступник, как хищник. Он уничтожает бессмысленно и грубо все живое, что есть в саванне. И кончается это единоборство трагически.

Таким образом, человек является неотъемлемой частью природы, и всем нам необходимо понять, что только при заботливом и бережном отношении к природе, к окружающей среде нас может ждать красивое будущее. (355 слов)

Направление:

Чему учит человека природа?

(По творчеству В. Астафьева)

Чтобы однажды в доме том

Перед дорогою большою

Сказать: - Я был в лесу листом!

Н. Рубцов

В 70-е и 80-е годы нашего столетия лира поэтов и прозаиков мощно звучала в защиту окружающей природы. Писатели выходили к микрофону, писали статьи в газеты, отложив работу над художественными произведениями. Они отстаивали наши озера и реки, леса и поля. Это была реакция на резкую урбанизацию нашей жизни. Деревни разорялись - города росли. Как всегда в нашей стране, все это делалось с размахом, и щепки летели вовсю. Сейчас уже подведены мрачные итоги причиненного тогда горячими головами вреда нашей природе.

Писатели - борцы за экологию все родились близ природы, знают и любят ее. Это известный у нас и за границей прозаик Виктор Астафьев. Я хочу раскрыть эту тему на примере повести В.Астафьева «Царь-рыба».

Героя повести В. Астафьева «Царь-рыба» автор называет «хозяином». Действительно, Игнатьич умеет делать все и лучше и быстрее всех. Его отличает бережливость и аккуратность. Отношения между братьями были сложными. Командор не только не скрывал своей неприязни к брату, но и показывал ее при первом удобном случае. Игнатьич старался не обращать на это внимания. Собственно, он ко всем жителям поселка относился с некоторым превосходством и даже снисходительностью. До идеала главному герою повести, конечно, далеко: им властвует жадность и потребительское отношение к природе. Автор сводит главного героя один на один с природой. За все его грехи перед ней природа преподносит Игнатьичу суровое испытание. Произошло это так: Игнатьич отправляется рыбачить на Енисей и, не довольствуясь мелкой рыбой, ждет осетра. В этот момент Игнатьич увидел рыбу у самого борта лодки. Рыба сразу показалась Игнатьичу зловещей. Душа его как бы раздвоилась: одна половина подсказывала отпустить рыбу и тем сохранить себя, но другая ни в какую не хотела упускать такого осетра, ведь царь-рыба попадается лишь раз в жизни. Страсть рыбака берет верх над благоразумием. Игнатьич решает во что бы то ни стало выловить осетра. Но по неосторожности он оказывается в воде, на крючке собственной снасти. Игнатьич чувствует, что тонет, что рыбина тянет его на дно, но он ничего не может сделать для своего спасения. Перед лицом смерти рыбина становится для него некоей тварью. Герой, никогда не верующий в Бога, в этот миг обращается к нему за помощью. Игнатьич вспоминает о том, что пытался забыть в течение всей своей жизни: опозоренную девушку, которую обрек на вечные страдания. Выходило так, что природа, тоже в каком-то смысле «женщина», мстила ему за причиненное зло. Природа отомстила человеку жестоко. Игнатьич просит прощения за причиненное зло девушке. И когда рыба отпускает Игнатьича, он чувствует, что душа его освобождается от греха, который давил на него в течение всей жизни. Получилось так, что природа выполнила божественную задачу: призвала грешника к покаянию и за это отпустила ему грех. Автор оставляет надежду на жизнь без греха не только своему герою, но и нам всем, потому что никто на земле не застрахован от конфликтов с природой, а значит, и с собственной душой.

Таким образом, я хочу сделать вывод: действительно, человек сам - часть природы. Природа - это окружающий нас мир, где все взаимосвязано, где все важно. И человек должен жить в гармонии с окружающим миром. Природа могущественна и беззащитна, таинственна и чувствительна. С ней надо жить в мире и научиться уважать ее. (517 слов)

Человек и природа в отечественной и мировой литературе

Человек приходит в этот мир не для того чтобы сказать, какой он, а чтобы сделать его лучше.

С давних времен человек и природа тесно взаимосвязаны. Было время, когда наши далекие предки не просто уважительно относились к природе, но олицетворяли и даже обожествляли ее. Так, и огонь, и вода, и земля, и деревья, и воздух, и гром с молнией считались божествами. Чтобы умилостивить их, люди совершали ритуальные жертвоприношения.

Тема человека, также как и тема природы, довольно часто встречается как в отечественной, так и в мировой литературе. К.Г. Паустовский и М.М. Пришвин показывали единства человека и природы как гармоническое сосуществование.

Почему именно эта тема так часто употребляется в рассказах именно этих писателей? Одной из причин является то, что они являются посредниками реализма в литературе. Эта тема многими писателями, в том числе и зарубежными, рассматривалась с самых разных сторон, одновременно и с сарказмом, и с глубоким сожалением.

Великий русский писатель А.П.Чехов неоднократно представлял в своих рассказах мотивы человека и природы. Одна из ведущих тем его произведений является взаимовлияние человека и природы. Наблюдается особенно в таком произведении как «Ионыч». Но эту тему рассматривали и такие писатели как Гоголь, Лермонтов, Достоевский.

В произведении Б. Васильева «Не стреляйте в белых лебедей», главный герой Егор Полушкин беспредельно любит природу, работает всегда на совесть, живет смирно, а всегда оказывается виноватым. Причиной этому то, что не мог Егор нарушить гармонию природы, боялся вторгаться в живой мир. Но люди не понимали его, считали не приспособленным к жизни. Он говорил, что человек никакой царь природы, а ее старший сыночек. В конце он погибает от рук тех, кто не понимает красоту природы, кто привык только покорять ее. Но подрастет сын. Которой сможет заменить отца, станет уважать и беречь родную землю. Так же эта тема рассматривалась и зарубежными писателями.

Дикая природа Севера оживает под пером американского писателя-беллетриста Д.Лондона. Нередко героями произведений становятся представители животного мира («Белый Клык» Д.Лондона или рассказы Э.Сетон-Томпсона). И даже само повествование ведется как бы от их лица, мир увиден их глазами, изнутри.

Польский фантаст С. Лем в своих «Звездных дневниках» описал историю космических бродяг, которые разорили свою планету, изрыли шахтами все недра, продали полезные ископаемые обитателям других галактик. Возмездие за такую слепоту было страшным, но справедливым. Наступил тот роковой день, когда они оказались на краю бездонной ямы, и земля под ногами стала осыпаться. Это история – грозное предупреждение всему человечеству, которая хищнически грабит природу.

Таким образом, отношения человека и природы на страницах книг многообразны. Читая о других, мы невольно примериваем характеры и ситуации на себя. И, возможно, тоже задумываемся: а сами-то мы как относимся к природе? Не стоит ли что-то поменять в этом отношении?

430 слов

Человек и природа в отечественной и мировой литературе

«Человек разрушит мир скорее, чем научится в нем жить» (Вильгельм Швебель)

Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не бездушный лик - В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык...

Ф. И. Тютчев

Литература всегда чутко реагировала на все изменения, происходящие в природе и окружающем мире. Отравленный воздух, реки, земля - все молит о помощи, о защите. Наше сложное и противоречивое время породило огромное количество проблем: экономических, нравственных и других, но, по мнению многих, среди них самое важное место занимает экологическая проблема. От ее решения зависит наше будущее и будущее наших детей.

Катастрофа века - это экологическое состояние окружающей среды. Многие районы нашей страны давно уже стали неблагополучными: уничтоженный Арал, который так и не смогли спасти, Волга, отравленная стоками промышленных предприятий, Чернобыль и многие другие. Кто виноват? Человек, истребивший, уничтоживший свои корни, человек, забывший, откуда он родом, человек-хищник, который становился страшнее зверя. «Человек разрушит мир скорее, чем научится в нем жить» - писал Вильгельм Швебель. Неужели он прав? Неужели не понимает человек, что рубит сук, на котором сидит? Гибель природы грозит гибелью ему самому.

Этой проблеме посвящен ряд произведений таких знаменитых писателей, как Чингиз Айтматов, Валентин Распутин, Виктор Астафьев, Сергей Залыгин и другие.

Не может оставить равнодушным читателя роман Чингиза Айтматова «Плаха». Автор позволил себе высказаться по самым болевым, злободневным вопросам современности. Это роман-крик, роман, написанный кровью, это отчаянный призыв, обращенный к каждому из нас. В центре произведения конфликт человека и пары волков, потерявших своих детенышей. Роман начинается темой волков, перерастающей в тему гибели саванны. По вине человека гибнет естественная природная среда обитания животных. Волчица Акбара после гибели своего выводка встречается с человеком один на один, она сильна, а человек бездушен, но волчица не считает нужным убить его, она лишь уводит его от новых волчат.

И в этом мы видим вечный закон природы: не причинять зла друг другу, жить в единстве. Но и второй выводок волчат погибает во время разработки озера, и опять мы видим ту же низость человеческой души. Никого не волнует уникальность озера и его обитателей, потому что прибыль, нажива для многих важнее всего. И вновь безграничное горе матери-волчицы, ей негде найти убежище от извергающих пламя махин. Последнее убежище волков - горы, но и здесь они не находят успокоения. Наступает перелом в сознании Акбары: зло должно быть наказано. В ее изболевшейся, израненной душе поселяется чувство мести, но нравственно Акбара выше человека.

Спасая человеческое дитя, существо чистое, еще не тронутое грязью окружающей действительности, Акбара проявляет великодушие, простив людям причиненное ей зло. Волки не только противопоставлены человеку, они очеловечены, наделены благородством, той высокой нравственной силой, которой лишены люди. Животные добрее человека, потому что они берут от природы только то, что необходимо для их существования, а человек жесток не только к природе, но и к животному миру. Без всякого чувства сожаления заготовители мяса расстреливают в упор беззащитных сайгаков, гибнут сотни животных, совершается преступление против природы. В романе «Плаха» волчица и ребенок погибают вместе, и кровь их смешивается, доказывая единство всего живого, несмотря на все существующие различия.

Человек, вооруженный техникой, часто не задумывается над тем, какие последствия для общества и будущих поколений будут иметь его дела. Уничтожение природы неизбежно сочетается с уничтожением всего человеческого в людях. Литература учит, что жестокость к животным и к природе оборачивается для самого человека серьезной опасностью для его физического и нравственного здоровья. Об этом повесть Никонова «На волков». Она рассказывает о егере, человеке, по профессии призванном защитить все живое, в действительности же нравственном уроде, который наносит природе непоправимый вред.

Испытывая жгучую боль за погибающую природу, современная литература выступает в качестве ее защитника. Большой общественный отклик вызвала повесть Васильева «Не стреляйте в белых лебедей». Для лесника Егора Полушкина лебеди, которых он поселил на Черном озере, - это символ чистого, высокого и прекрасного.

В повести Распутина «Прощание с Матерой» поднимается тема вымирания деревень. Бабка Дарья, главная героиня, тяжелее всех принимает новость о том, что прожившая триста лет деревня Матера, где она родилась, доживает свою последнюю весну. На Ангаре строят плотину, и деревня будет затоплена. И вот тут бабка Дарья, проработавшая полвека безотказно, честно и самоотверженно, почти ничего не получавшая за свой труд, вдруг сопротивляется, защищая свою старую избу, свою Матеру, где жил ее прадед и дед, где каждое бревнышко не только ее, но и ее предков. Жалеет деревню и ее сын Павел, который говорит, что не больно ее терять только тому, кто «не поливал потом каждую борозду». Павлу понятна и сегодняшняя правда, он понимает, что плотина нужна, но не может смириться с этой правдой бабка Дарья, потому что затопят могилы, а это - память. Она уверена, что «правда в памяти, у кого нет памяти - у того нет жизни». Горюет Дарья на кладбище у могил своих предков, просит у них прощения. Сцена прощания Дарьи на кладбище не может не тронуть читателя. Строится новый поселок, но в нем нет стержня той деревенской жизни, той силы, которой набирается крестьянин с детства, общаясь с природой.

Против варварского уничтожения лесов, животных и природы вообще со страниц печати постоянно звучат призывы писателей, которые стремятся пробудить в читателях ответственность за будущее. Вопрос об отношении к природе, к родным местам - это и вопрос об отношении к Родине.

Есть четыре закона экологии, которые сформулировал больше двадцати лет назад американский ученый Барри Коммонер: «Все взаимосвязано, все должно куда-нибудь деться, все что-нибудь стоит, природа знает это лучше нас». Эти правила в полной мере отражают суть экономического подхода к жизни, но, к сожалению, их не берут в расчет. Но мне кажется, если бы все люди земли задумались о своем будущем, то они могли бы изменить сложившуюся в мире экологически опасную ситуацию. Иначе человек, действительно «…разрушит мир скорее, чем научится в нем жить». Все в наших руках!

925 слов

Человек и природа в отечественной и мировой литературе

Невозможно представить человека без природы.

Действительно, эту связь невозможно не заметить. Великие писатели и поэты в своих произведениях любовались и восхищались природой. Безусловно, природа служила для них источником вдохновения. Многие произведения показывают зависимость человека от родной природы. Вдали от Родины, родной природы, человек блекнет, и жизнь его теряет смысл.

Также общество в целом связано с природой. Я думаю, благодаря ей оно постепенно складывается. Несмотря на то, что человек существует благодаря природе, он же является угрозой для неё. Ведь под воздействием человека природа развивается, или наоборот, разрушается. Прав В.А.Солоухин в том, что «человек для планеты – своеобразная болезнь, каждый день наносящий ей непоправимый вред». Действительно, иногда люди забывают о том, что природа – это их дом, и она требует к себе бережного отношения.

Моя точка зрения находит подтверждение в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети». Главный герой романа Евгений Базаров придерживается довольно категоричной позиции: «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник». Мне кажется, таким отношением к природе Евгений Базаров проявляет своё равнодушие к природе, в которой он живет. Пользуясь всем, что ему нужно, Евгений забывает о том, к каким последствиям это может привести.

В повести В.Г.Распутина «Прощание с Матёрой» отчётливо проявляется отношение человека к природе. Главная тема повести – это история небольшой деревушки Матеры. Много лет деревня жила своей спокойной, размеренной жизнью. Но однажды на реке Ангара, на берегу которой расположена Матёра, начинают строить плотину для электростанции. Жителям деревни становится ясно, что в скором времени их деревня будет затоплена.

Из этой повести следует, что человек может управлять природой так, как ему заблагорассудится. В попытке улучшить жизнь, люди строят различные электростанции. Но они не задумываются о том, что эта маленькая деревушка много лет простояла на этом месте и она дорога человечеству как память. А из-за построек люди уничтожают свою память и ценность.

Мне кажется, на протяжении долгого времени человек воспринимал природу как кладовую, из которой можно черпать до бесконечности. Из-за этого, к сожалению, всё чаще начали случаться экологические катастрофы. Примером этому является авария на Чернобыльской АЭС, произошедшая 26 апреля 1986 года. Разрушение носило взрывной характер, реактор был полностью разрушен, и в окружающую среду было выброшено большое количество радиоактивных веществ.

Таким образом, можно сказать, что воздействие человека на природу в большинстве случаев имеет плачевный характер. Но, к счастью, современное общество начало осознавать важность заботы о природе. Экологические проблемы, возникающие под воздействием человека на природу, и о которых так хотят донести писатели в своих произведениях, заставляют человека задуматься о благосостоянии природы. Ведь природа – это дом для каждого жителя планеты и, я уверена, для литературы – это главная ценность, которую призывают сохранять великие мастера слова. 426 слов

Природа: деревья, цветы, речка, горы, птицы. Это все, что окружает человека каждый день. Привычное и даже надоевшее… Чем тут восхищаться? Чем восторгаться? Так думает человек, которого с детства не научили замечать красоту капельки росы на лепестках розы, восторгаться прелестью только что распустившейся белоствольной березки, слушать в тихий вечер разговор набегающих на берег волн. А кто должен научить? Наверное, отец или мать, бабушка или дедушка, тот, кто сам всегда «был в плену у этой красоты».

У писателя В.Крупина есть замечательный рассказ с интригующим названием «Сбрось мешок». Он о том, как отец учил «слепую» к красоте природы дочь подмечать прекрасное. Однажды после дождя, когда они грузили баржу картошкой, отец вдруг сказал: «Варя, посмотри, какая красота». А у дочки на плечах тяжеленный мешок: как посмотришь? Фраза отца, положенная в заглавие рассказа, кажется мне своеобразной метафорой. После того, как Варя сбросит «мешок слепоты», перед ней откроется прекрасная картина неба после дождя. Огромная радуга, а над ней, как под дугой, солнце! Отец же нашел и образные слова, описывающие эту картину, сравнив солнце с конем, запряженным в радугу! В тот момент девушка, познав красоту, «как будто умылась», ей «дышать легче стало». С той поры Варя стала примечать прекрасное в природе и детей своих научила, и внуков, как когда-то переняла это умение у отца.

А герой рассказа В.Шукшина «Старик, солнце и девушка», старый деревенский дед, учит подмечать прекрасное в природе юную городскую художницу. Именно благодаря старику, та подмечает, что солнце в тот вечер было необыкновенно большим, а речная вода в его заходящих лучах походила на кровь. Великолепны и горы! В лучах заходящего солнца они словно придвигались к людям. Любуются старик и девушка и тем, как между рекой и горами «тихо угасал сумрак», а от гор надвигалась мягкая тень. Каким же будет изумление художницы, когда она узнает, что прекрасное перед ней открывал слепой человек! Как же надо любить родную землю, как часто приходить на этот бережок, чтобы, уже ослепнув, видеть все это! И не просто видеть, а раскрывать эту красоту людям…

Можно сделать вывод, что нас учат подмечать прекрасное в природе люди, наделенные особым чутьем и особой любовью к родному краю. Они сами подметят и подскажут нам, что стоит только приглядеться к любому растению, к даже самому простому камню, и ты поймешь, насколько величествен и мудр окружающий мир, насколько он уникален, разнообразен и прекрасен.

(376 слов)

«Взаимоотношение человека и природы»

Какую роль в жизни человека играет природа? Об этом размышляют люди испокон веков. Особенно актуальной эта проблема стала в XX I веке, итогом которого стали глобальные экологические проблемы. Но я думаю, что человечество не дожило бы даже до настоящего времени, если бы писатели и поэты постоянно не напоминали о том, что человек и природа не могут существовать раздельно, если бы они не учили нас любить природу. Природа - это большой и интересный мир, который окружает нас.

Повесть «Не стреляйте белых лебедей»- это удивительная книга о красоте человеческой души, об умении чувствовать красоту природы, понимать ее, отдавать все лучшее, что есть в человеке, природе- матери, ничего не требуя взамен, лишь любуясь и радуясь чудесному облику природы.В этом произведении изображены разные люди: бережливые хозяева природы, и те, кто относится к ней потребительски, совершая страшные поступки: сжигает муравейник, истребляет лебедей. Такова «благодарность» туристов за отдых, наслаждение красотой. К счастью, есть такие, как Егор Полушкин, который стремился сохранить и сберечь мир природы и этому учил своего сына Кольку. Странным он казался для людей, не понимали его окружающие, часто ругали, даже били друзья- шабашники за излишнюю, на их взгляд, честность и порядочность Егора. Но он ни на кого не обижался и на все случаи в жизни откликался добродушным замечанием: «Стало быть так, раз оно не этак». Но нам становится страшно, потому что такие как Бурьяновы, нередки в нашей жизни. Стремясь к наживе, обогащению, Федор черствеет душой, становится равнодушным к работе, природе, людям. И Б.Васильев предупреждает: равнодушные люди опасны, они жестоки. Уничтожая природу, лес, изводя тоннами рыбу, убивая самых прекрасных птиц-лебедей, Бурьянов недалек от того, чтобы поднять руку на человека. Что он и сделал в конце повести. В душе Бурьянова не оказалось места для добра, любви к людям, к природе. Духовая, эмоциональная неразвитость является одной из причин варварского отношения к природе. Человек, губящий природу, губит прежде всего себя, калечит жизнь близким.

Таким образом, в русской литературе природа и человек тесно взаимосвязаны. Писатели показывают, что они являются частью одного целого, живут по одним законам, взаимно влияют друг на друга. Самовлюбленные заблуждения человека, мнящего себя господином природы, приводят к настоящей трагедии – гибели всего живого и людей, в первую очередь. И лишь внимание, забота и уважение к законам природы, Вселенной могут привести к гармоничному существованию человека на этой Земле.

372 слова

Разделы: Литература

Обучающая цель: Выяснить, как взаимоотношения человека и природы отражены в произведениях литературы, какие проблемы поднимают поэты и писатели, раскрывая эту тему (слайд 2).

Воспитательная цель: Доказать учащимся, насколько актуально звучит экологическая проблема. Вызвать у учащихся чувство бережливости к природе.

Оформление:

1. Презентация урока (Приложение 1 ) ;

2. Выставка книг;

3. Стенд “Природа глазами детей”;

4. Картины художников-пейзажистов.

Ход урока

Эпиграфы (слайд 3):

“Любить природу – значит любить Родину”

(М.Пришвин)

“Человек, стреляя в природу, попадает в самого себя”

(Ч.Айтматов)

“Не то, что мните Вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.”

(Ф.Тютчев)

Слово учителя с элементами беседы:

Мы сегодня будем говорить не просто о природе, ее красоте, о полезности, а о взаимоотношении человека и природы. Многие писатели и поэты воспевают красоту природы.

К.Урманов “Тайны в природе”

Это сибирский писатель, который 70 лет не уставал смотреть на чарующие картины сибирского края.

Когда читаешь книгу Урманова, то сколько дивных картин откроется твоим глазам – от “березы в алмазах”, которая наполнила “юным восторгом” седого писателя-природолюба, до алой зари над тихим озерком, где по утрам водяные лилии раскрывают свои белые чашечки с золотой сердцевиной.

А сколько новых друзей обретешь ты среди пернатых – водоплавающих, певчих – обитателей лесов и лугов не только в книгах Урманова, но и в рассказах М.Пришвина, В.Бианки, К.Паустовского.

Чтобы увидеть в обыденной природе ее красоту, ее необычность, нужно уметь всматриваться в природу. Тогда каждая травинка, каждый листок расскажут тебе целые истории.

О природе пишут, поют, картины природы изображают на полотнах художники.

Вопрос: Кого Вы знаете из художников-пейзажистов?

(Используются картины с изображением пейзажей. Нужно назвать художника).

(слайд 4 – Шишкин И.И.), (слайд 5 – Левитан И.И.), (слайд 6 – Поленов В.Д.)

Вопрос: Какие картины Вы бы нарисовали, слушая стих?

Вопрос: Ребята, прочитайте любимые стихи о красоте природы.

(Ребята читают стихи Тютчева, Фета, Есенина, Мережковского, Пушкина, Баратынского).

Вывод: Разговор о красоте природы можно закончить словами Б.Рябинина (слайд 9) :

Люди, оглянитесь-ка вокруг!
Как природа истинно прекрасна!
Ей нужна забота Ваших рук,
Чтобы красота ее не гасла.

Вопрос: О чем говорят две последние строчки стихотворения?

Вывод: Красота природы зависит от человека.

Вопрос: Какие Вы знаете стихотворения, где природа уничтожается руками человека?

Игорь Северянин (слайд 10)

Что шепчет парк...
О каждом новом свежем пне,
О ветви, сломанной бесцельно,
Тоскую я душой смертельно.
И так трагично больно мне.
Редеет парк, редеет глушь,
Редеют ёловые кущи...
Он был когда-то леса гуще,
И в зеркалах осенних луж
Он отражался исполином...
Но вот пришли на двух ногах
Животные – и по долинам
Топор разнес свой гулкий взмах.
Я слышу, как, внимая гуду
Убийственного топора,
Парк шепчет: “Вскоре я не буду...
Но я ведь жил – была пора...”
(1923)

Это стихотворение анализирует группа ребят:

  1. Это стихотворение написано в начале 20-го века, в 1923 году. Уже в то время тема человека и природы была очень важной. Чувствуется тревога и боль самого поэта за то, что происходит в отношении людей к окружающей их природе.
  2. Основная мысль стихотворения в том, что человек собственными руками уничтожает парк, прекрасный уголок природы. И стоит задуматься всем живущим на Земле, что, уничтожая природу, мы губим и свою жизнь, так как мы являемся частью природы.

  3. Анализируя это стихотворение, я взял два уровня – графический и фонетический. Стихотворение состоит из 4х строф. Написано двусложным размером – ямбом. Именно такой размер показывает, что здесь нет мелодичности. Строчки звучат резко и отрывисто, как будто стук топора.
  4. Я проанализировал звуковую окраску стихотворения. Много белого цвета дает звук [О]. По видимому, в парке много белоствольных берез, много зеленого цвета – звук [И]. Даже есть

    красный цвет – [А] Ведь парк своей красотой приносит людям радость. Потом все светлые тона сменяются на темные: серый, коричневый, даже черный. Это цвет голой земли и вырубленных деревьев.

    Здесь есть аллитерация – сочетание шипящих и свистящих согласных. Поэт показывает этим художественным приемом, как затихает парк, погибая, то есть умирает.

  5. Я анализировал лексический уровень.
  1. В первой строфе лирический герой говорит о своем душевном состоянии, когда он смотрит на пни, на сломанные ветви:
  • Тоскую смертельно....
  • Трагично – больно мне...
  1. Во второй строфе возникает картина, как когда-то густой и красивый парк уничтожается. Эту мысль передает глагол “редеет”, он повторяется три раза.
  2. Именно в третьей строфе поэт выносит беспощадный приговор человеку, называя его животным на двух ногах. Это метафора. С топором в руках эти “животные” уничтожают парк.
  3. В четвертой строфе с помощью олицетворения поэт показывает последние минуты жизни парка. Слышит последний шепот деревьев: “Вскоре я не буду...”.

В стихотворении мало эпитетов, но есть один “эпитет” - убийственный топор, который подчеркивает основную мысль – человек убивает природу.

Слово учителя:

Не только поэтов волнует нарушение гармонии отношений между человеком и природой, но и писатели очень часто обращаются к этой проблеме.

Вопрос: Какие рассказы Вы прочитали? Как в них раскрывается эта проблема?

Пришвин “Синий лапоть”, “Лесной хозяин”, “Кладовая солнца”.

Паустовский “Заячьи лапы”, “Мещерская сторона”.

Астафьев “Зачем я убил коростеля”, “Белогрудка”.

Якубовский “В лесной сторожке”.

Группа ребят готовили анализ рассказа “Хвостик” В.Астафьева.

  1. Мы выбрали рассказ Виктора Астафьева “Хвостик”. Астафьев – это наш писатель-современник. Он недавно умер, но оставил после себя замечательные произведения. Астафьеву очень близка природа, так как он вырос на берегу Ангары, в деревне на лоне природы. Его воспитывала бабушка. Именно она его научила жить так, “чтобы слышать боль каждого”. Каждого – это не только человека, но и всего живого на Земле: животного, птицы, дерева, полевого цветка, каждой травинки и букашки. У Астафьева есть книга, называется “Затеси”. Затеси – это зарубки на дереве, которые делают охотники-таёжники, чтобы найти обратную дорогу, не заблудиться. В этой книге собраны маленькие рассказы (их называют поэтические миниатюры). Каждый из рассказов оставляет тоже зарубку, только не на дереве, а в душе, сердце читателя, заставляет задуматься о нравственных проблемах: о жестокости и доброте, о долге, чести, предательстве, об ответственности человека перед своей землёй.
  2. Во втором сюжете писатель поднимает проблему воспитания детей на основе отношения к природе, ко всему живому.

На берегу мальчик. Он смеётся, заливается, хохочет. Над чем же он смеётся?

И вот картина, над которой смеётся мальчик:

Да, хвостик суслика смешной, похож на ржаной колосок, из которого выбито зерно. По видимому, с голоду пришел суслик на берег крошки подбирать. Его поймали веселые гуляки, которые здесь отдыхали, и засунули в банку. По царапинам на стенках банки видно, что засунули живого. И слова на газете подчеркнуты не карандашом, а кровью зверушки. Какие же зарубки оставил писатель этим рассказом? Много вопросов возникает после этого рассказа. Зачем так сделали люди? Почему мальчик смеётся, а не жалеет? Каким он будет, когда вырастет? Так Астафьев своими затесями заставляет задуматься и детей и взрослых: Кто мы? Зачем мы? Почему мы так делаем?

Вопрос: Почему природа и человек не существуют раздельно? Докажите.

  • Природа кормит, одевает, поит, обувает человека. Она воспитывает у человека эстетические понятия, нравственные, учит его.

Вопрос: Почему именно сейчас так актуальна стала экологическая проблема?

Докажите фактами (статьи газет, журналов, телепередачи, радиопередачи).

  • Загрязнение водоемов.

Примеры: Иртыш, Ладожское озеро, Байкал, Аральское море, малые реки.

  • Лесные массивы.

Пожары, внеплановые вырубки.

  • Уничтожение редких животных, химическое опыление полей.

Вывод: Вы видите, что природа просит пощады у человека, защиты.

Вопрос: Какие Вы знаете стихотворения, где показана экологическая проблема?

Алена Колокольникова (черлакская поэтесса) (слайд 11)

Не разоряйте птичьих гнезд,
Не убивайте пташек малых,
Чтобы вернулся певчий дрозд,
Весною песня не смолкала.
Ты – властелин, о человек!
Пусть даст твое ружье осечку,
Пусть не прольется кровь на снег,
Из берегов пусть выйдет речка.
Природа просит: “Пощади!”
Жестокость будущим чревата,
Задумайся, что впереди?
Не избежать тебе расплаты.
Она умеет все прощать,
Смахнет слезу рукой осины.
Не заставляй её страдать,
Она ведь мать –
Так будь ей сыном.

Это стихотворение можно назвать криком души человека, которому не безразлично, что делается в окружающем мире. Здесь основная мысль – нельзя уничтожать природу. Алёна Колокольникова не просто просит, а требует:

“не разоряйте....не убивайте...пощадите...”

Последние строчки наполнены любовью и нежностью к природе, как к матери. Мать заботится о своих детях, и дети тоже должны заботиться о своей матери.“Она ведь мать! Так будь ей сыном”. С.Алексеев (слайд 10)

Щади зверей и птиц,
Деревья и кусты.
Ведь это все слова,
Что царь природы ты.
Ты только часть ее,
Зависимая часть.
Что без нее и мощь твоя
И власть?!

В этом стихотворении основная мысль в том, что природу нужно беречь, все живое щадить. А человек вовсе не царь природы, а только часть природы. Человек полностью зависит от окружающего мира. Природа дает нам и пищу, и воду, и воздух. Это то, без чего мы, люди, не сможем жить.

Слово учителя:

Человек, вооруженный ружьем и машиной, глухим и жестоким сердцем, ради наживы, может убить лося, охота на которого запрещена, подстрелить утку, после которой останется выводок беспомощных утят, обреченных без матери на гибель.

Может, отправившись в туристический поход, бесчинствовать на природе, оставляя непоправимо разрушительный след на привалах.

Или вооруженный техникой, изломать, искорежить лебедкой одинокое дерево, царственно возвышающееся над округой.

Вывод: А ведь человек – “Бог” природы, как утверждает герой рассказа Александра Иванова “Судья”. Ему в ней жить. Ему её и оберегать.

Эту же мысль можно выразить стихами (слайд 11):

Люди-исполины, люди великаны,
Есть у вас винтовки, сети и капканы,
Есть у вас бесстрашье, сила есть навечно,
Но должно быть сердце, сердце человечье.

Тема человека и природы поднимает нравственные проблемы: добра и жестокости, воспитания ребенка в семье, ответственности и долга перед тем, что нас окружает.

Вывод: Чтобы слышать боль каждого, нужно жить по правилу четырех “СО”:

  • Сожалеть,
  • Сочувствовать,
  • Сострадать,
  • Сопереживать.

И тогда меньше будет зла на Земле, а больше радости.

На последнем этапе урока обращаемся к эпиграфам на доске (слайд 12).

Дети объясняют смысл слов М.Пришвина, Ч.Айтматова и Ф.Тютчева

Итогом урока является вопрос: О чем заставил меня задуматься урок литературы?

Учащиеся отвечают на него письменно.























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Вступительное слово преподавателя.

Океан седой гремит набатно,
Он таит обиду в глубине,
Чёрные раскачивая пятна
На крутой разгневанной волне.
Стали люди сильными, как боги,
И судьба Земли у них в руках.
Но темнеют страшные ожоги
У земного шара на боках.
Широко шагает новый век,
На Земле уж белых пятен нету.
Чёрные
Сотрёшь ли, человек?
(А.Плотников)

Человек и природа – одна их самых главных проблем, которые волнуют литературу. Чем больше люди берут от природы, тем с большим вниманием и ответственностью они должны подходить к сохранению и воспроизводству окружающей среды. Современная литература, наследуя и развивая традиции классиков, воспитывает в читателях чувство единения с землёй, которая у нас у всех одна. Имя ей – РОДИНА.

1 ведущий:

Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик -
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык...
Ф.Тютчев

2 ведущий: «Природа! Она вечно говорит с нами!» - писал когда-то великий Гёте. Глубокий смысл этих слов поэта в напоминании нам о том, что между человеком и природой постоянно идёт диалог.

1 ведущий: Причём не столько мы с ней разговариваем, сколько она с нами.

2 ведущий: Но всегда ли человек слышит её голос? Ответ на этот вопрос – главная тема художественной литературы о природе и её отношениях с человеком.

1 ведущий: Тема природы – одна из древнейших и вечных в мировом искусстве, и в каждую историческую эпоху. Она осмысливается по-новому, каждый раз обретает конкретное наполнение.

2 ведущий: В русской классике уделялось много внимания теме «человек и природа». Описание природы не просто фон, на котором разворачивается действие, она имеет важное значение в общей структуре произведения, в характере персонажа, ибо в отношении к природе раскрывается внутренний облик человека, его духовная сущность.

1 ведущий: Имена почти всех наших мастеров слова связываются с живописными деревенскими местами. Пушкин неотделим от Михайловского и Болдина, Тургенев – от Спасского-Лутовинова, Некрасов – от Карабихи и Грешнёва, Достоевский – от Старой Руссы. «Без Ясной Поляны, - любил повторять Лев Толстой, - не было бы ни меня, ни моих сочинений.

Романс "Край ты мой" сл.А.Толстого, муз. Гречанинова.

2 ведущий: стихотворение "Унылая пора - очей очарованье! А.С.Пушкина.

1 ведущий: У истоков реалистического пейзажа в русской литературе XIX века стоит Александр Сергеевич Пушкин. Именно у него впервые появляется русская природа с её скромной, словно запрятанной прелестью. Описания природы в его поэзии отличаются чистотой, праздничной свежестью, торжественной приподнятостью. Отношение человека к природе Пушкин считает одним из главных критериев духовности.

2 ведущий: Достаточно вспомнить хрестоматийное: «Мороз и солнце; день чудесный!». Или «Зима. Крестьянин торжествуя, на дровнях обновляет путь…». Или описание времён года: «Гонимы вешними лучами», «Уж небо осенью дышало». В этой простоте – секреты неумирающей силы воздействия пушкинского слова.

Романс "Ночной зефир" сл. А.С.Пушкина, муз. Даргомыжского.

1 ведущий: стихотворение "Три пальмы" М.Ю.Лермонтова.

2 ведущий: «Царством дивным» называл природу М.Ю. Лермонтов. И в противостоянии человека с природой Лермонтов на стороне природы, он не может понять человека, осуждает его. В «Княжне Мери» первозданной чистотой и благоухающей свежестью проникнуто описание раннего летнего утра накануне дуэли Печорина с Грушницким: «Солнце едва выказалось из-за зеленых вершин, и слияние теплоты его лучей с умирающей прохладой ночи наводило на все чувства какое-то сладкое томление… Я помню - в этот раз, больше чем когда-нибудь прежде, я любил природу. Как любопытно всматриваться каждую росинку, трепещущую на широком листке виноградном и отражавшую миллионы радужных лучей! Как жадно взор мой старался проникнуть в дымную даль!»

Романс "На севере диком" сл. М.Ю.Лермонтова, муз. Даргомыжского.

1 ведущий: Литературный пейзаж мы находим в прозе Николая Васильевича Гоголя, который в пушкинских традициях описывает упоительные и роскошные малороссийские летние дни, чудный Днепр, который «вольно и плавно мчит сквозь леса и горы полные воды свои». В историю литературы Гоголь вошёл как первооткрыватель красоты украинской степи.

2 ведущий: "Весь ландшафт спит. А на душе и необъятно и чудно, и толпы серебряных видений стройно возникают в ее глубине. Божественная ночь! Очаровательная ночь! И вдруг все ожило: и леса, и пруды, и степи. Сыплется величественный гром украинского соловья; и чудится, что и месяц заслушался его посреди неба. Как очарованное, дремлет на возвышении село. Еще более, еще лучше блестят при месяце толпы хат; еще ослепительнее вырезываются из мрака низкие стены их. Песни умолкли. Все тихо".

Украинская нар. песня "Тихо над речкою".

1 ведущий: О целительной силе природы писал Сергей Тимофеевич Аксаков в книге «Записки ружейного охотника»: «Чувство природы врождённо нам всем, от грубого дикаря до самого образованного человека. Деревня, мирная тишина, спокойствие! Сюда надо бежать от праздности, пустоты интересов; сюда же хочется бежать от суетливой внешней деятельности, мелочных, своекорыстных хлопот, бесплодных, хотя и добросовестных мыслей и забот! На зелёном, цветущем берегу, над тёмной глубью реки или озера, в тени кустов, под шатром кудрявой ольхи, тихо трепещущей своими листьями в светлом зеркале воды, - улягутся мнимые страсти, утихнут мнимые бури, рассыплются самолюбивые мечты, разлетятся несбыточные надежды! Вместе с благовонным, свободным, освежительным воздухом вдохнёте вы в себя безмятежность мысли, кротость чувства, снисхождение к другим и даже к самому себе. Неприметно, мало-помалу, рассеются это недовольство собою и презрительная недоверчивость к собственным силам, твёрдости воли и чистоте помышлений - эта эпидемия нашего века, эта чёрная немочь души…».

Русская нар. песня "Черемуха".

1 ведущий: Природа в произведениях Льва Николаевича Толстого приобретает глубокий социально-этический смысл, это также фон, на котором происходят внутренние переживания героев. В «Войне и мире» писатель противопоставляет мирной природе природу, обезображенную войной. До начала сражения Бородинское поле предстаёт перед Пьером Безуховым во всей своей красоте, в чистом утреннем воздухе, пронизанном лучами яркого солнца. После сражения Бородино выглядит иначе: «Над всем полем, прежде столь весело-красивым, с его блестками штыков и дымами в утреннем солнце, стояла теперь мгла сырости и дыма и пахло странной кислотой селитры и крови.

Собрались тучки, и стал накрапывать дождик на убитых, на раненых, на испуганных, и на изнуренных, и на сомневающихся людей. Как будто он говорил: «Довольно, довольно, люди. Перестаньте... Опомнитесь. Что вы делаете?».

2 ведущий: В статье «Толстой и природа» русский философ Григорий Плеханов писал: «Толстой любит природу и изображает её с таким мастерством, до которого, кажется, никто и никогда не возвышался. Это знает всякий, читавший его произведения. Природа не описывается, а живёт у нашего великого художника».

Романс "Не ветер, вея высоты" сл. А.Толстого, муз. Р.-Корсакова.

1 ведущий: стихотворение "Эта ночь" А.А.Фета.

2 ведущий: Идея тождества человека и природы пронизывает всю лирику Тютчева и Фета. И если Тютчев в своих стихах говорит "человек и природа", то Фет говорит "человек - это природа".

Романс "То было раннею весной" сл.А.Толстого, муз. Р.-Корсакова.

1 ведущий: Природа и человек в русской литературе находятся в тесной взаимосвязи, взаимно влияя друг на друга. Вслед за Толстым Чехов отказывается рассматривать человека как простого созерцателя природы. Чехов в своём творчестве утверждал, что «вся энергия художника должна быть обращена на две силы: человек и природа». Сквозь всю русскую литературу, начиная с Пушкина и Гоголя и кончая Буниным, проходит образ цветущего весеннего сада, который в последней пьесе Чехова приобретает символическое звучание.

2 ведущий: Отношение к вишнёвому саду определяет нравственный облик героев пьесы и разделяет их на две категории. С одной стороны – Шарлота, Симеонов-Пищик, Яша, для которых безразлично, что станет с вишнёвым садом. С другой – Раневская, Гаев, Аня, Фирс, для которых вишнёвый сад – это нечто большее, чем объект купли-продажи. Растерянность Лопахина после покупки сада не случайна. Сохранив в себе душевную чистоту, способность «помнить себя», он сохранил связь с прошлым, и потому с такой болью ощущает тяжесть совершённого нравственного преступления.

Романс "Сирень" сл.Е.Бекетова, муз. Рахманинова.

1 ведущий: Природа помогала русским писателям открывать смысл жизненного предназначения, и неслучайно продолжатель классической традиции Михаил Михайлович Пришвин скажет: «Когда пройдут февральские метели, все лесные существа мне становятся, как люди в стремительном движении к их будущему Маю. Тогда в каждом мельчайшем семечке таится будущий праздник, и все силы природы работают на то, чтобы ему процвести».

2 ведущий: Весенний расцвет природы и стремление человека к раскрытию своих духовных и физических возможностей есть, по мнению Пришвина, тот самый «праздник жизни», который представляет цель и смысл человеческого существования.

Романс "Вижу: бабочка летает" сл.П.Шаликова, муз. А.Алябьева.

1 ведущий: Говоря о новых чертах литературного развития, В. Распутин заметил: «Никогда ещё литература с такой силой не говорила о судьбе человека и о судьбе земли, на которой живёт человек. Тревога эта доходит до отчаяния». Для русских поэтов – чувство России невозможно вне любви к «малой» родине, где прошли детские годы:

2 ведущий:

Русь моя, люблю твои берёзки!
С первых лет я с ними жил и рос,
Поэтому и набегают слёзы
На глаза, отвыкшие от слёз.
(Николай Рубцов)

Романс "Жаворонок" сл.Н.Кукольника, муз. Гречанинова.

1 ведущий: В современной литературе всё настойчивее звучит тема формирования национального характера в зависимости как от социальных условий и от своеобразия природы. Василий Белов – один из тех писателей, что вглядываются в сегодняшний день с высот духовных ценностей, накопленных вековечным народным опытом. Его «Лад» обозначен в подзаголовке как «Очерки о народной эстетике». Природа - труд – эстетика.

2 ведущий: В союзе с природой формировался крестьянский лад жизни, зарождались и закреплялись народные традиции, вырабатывались нравственно-эстетические нормы. Лад – это существование человека в ладу с природой. Лад – это, то, что соединяет человека и природу в нечто целое, то, что позволяло человеку возникнуть в природе и стать Человеком.

Русская народная песня "Ах, ты степь широкая!"

Заключительное слово преподавателя.

«Самая жгучая, самая смертная связь» с природой, физическое ощущение земли как своей матери – прародительницы, откуда выходит человек и куда он возвращается в конце пути, звучит во многих художественных произведениях российских писателей.

Именно земля помогает человеку осознать смысл жизненного предназначения, разгадать загадку земного бытия. За свою долгую историю у человека не было более верного союзника, защитника и друга, чем земля.

Поэт Михаил Дудин, обращаясь к жителям планеты, говорил:

Берегите молодые всходы
На зелёном празднике природы.
Небо в звёздах, океан и сушу
И в бессмертье верящую душу, -
Всех судеб связующие нити.
Берегите Землю! Берегите!

© uo-fobos.ru, 2024
Бесплатные юридические консультации