Сборник идеальных эссе по обществознанию. Конфликты с истероидами Основные формы психологического изображения

12.01.2024

Существует одна закономерность, на 90 % определяющая жизнь каждого из нас. Это, пожалуй, основной закон, управляющий судьбами людей. В самом общем виде закон этот можно сформулировать так: Главным источником проблем, возникающих у человека, является его НЕДОВОЛЬСТВО окружающим миром.

Этот источник проблем можно назвать по-разному: Недовольство, Дискомфорт, Негативные переживания, Отрицательные эмоции, Суждения. Суть, как вы поняли, от этого не меняется: недовольство приводит человека к конфликту с Жизнью. Вывод из этого наблюдения крайне прост: чтобы не иметь проблем в жизни, нельзя быть недовольным, нельзя находиться в конфликте с окружающим миром, каким бы несовершенным, на ваш взгляд, он ни казался. А это значит - нужно принимать окружающий мир таким, какой он есть в настоящий момент, несмотря на его очевидное несовершенство. Нужно уметь не судить мир.

Это положение не содержит принципиальной новизны. Более того, люди уже давно знают его, но мало кто умеет его соблюдать. В чем же дело? Почему так трудно соблюдать этот известный закон, несмотря на его кажущуюся простоту и доступность? Причина не в том, что люди забывают о нем или не хотят ему следовать. Она в другом. Большинство людей неправильно понимают этот закон!

Ошибка состоит в следующем.

Очень легко принимать окружающий мир в целом. Очень легко возлюбить человечество как таковое Вы смотрите телевизор и узнаете, что в Южной Африке уже третий месяц длится жестокая засуха, гибнет все живое. Вы вздыхаете и говорите: «Ну что же, видимо, так надо. Значит, в этом есть какой-то смысл. Я принимаю то, что там происходит, хотя это и грустно». Через несколько минут вы забываете об этом факте, и он перестает вас тревожить. Никакой проблемы в результате не возникает.

И тут вы выходите в подъезд вашего дома и видите объявление, что с сегодняшнего дня у вас отключают воду. Холодную и горячую. На три недели. В связи с заменой водопровода. Вы кидаетесь на кухню, судорожно открываете кран, он фыркает и выдает несколько ржавых плевков.Вы бежите в ванную. Та же картина А у вас - всего полчайника воды в запасе. Ваша реакция? ПОЧУВСТВУЙТЕ РАЗНИЦУ. В чем же дело? Есть два события, несопоставимых по масштабу. Засуха в Африке и «засуха» в вашей квартире. Первое событие вы принимаете с покорностью святого, а второе… Конечно, вы будете вынуждены с ним смириться, но это внешняя сторона дела.

А вот будет ли у вас внутреннее спокойствие? Только честно…

В этом и состоит вся проблема. Нам очень легко принять окружающий мир в целом. Тот мир, что нас не касается. И мы не учитываем, что главный окружающий мир для нас - тот, с которым мы контактируем каждый день. Это окружающие нас люди (их поведение и поступки, отношение к нам), обстоятельства нашей жизни, наша семья, коллектив, это мы сами (наш характер, внешность, здоровье, желания и т. д.) Все это и есть наш настоящий окружающий мир. И именно его нам нужно принимать, чтобы Жизнь не давала нам повода для тягостных раздумий.

И тут оказывается, что принимать этот окружающий мир гораздо сложнее, чем тот, далекий . Принять (без душевного дискомфорта) свою маленькую зарплату труднее, чем «дыры» в государственном бюджете и экономический кризис где-нибудь в Азии. Поэтому фразу «Принимай окружающий мир…» нужно понимать так: «ПРИНИМАЙ ВСЕ, что происходит С ТОБОЙ И ВОКРУГ ТЕБЯ». Почувствуйте разницу еще раз.

Повторим основную закономерность: чем больше вы недовольны Жизнью, тем больше она недовольна вами, тем больше у вас проблем. Жизнь отнюдь не стремится помогать человеку, недовольному ею. Она стремится его «укротить», доказать ему беспочвенность его претензий. Но это не означает, что Жизнь никому не хочет помочь.

Ситуация в корне меняется, когда меняется наш внутренний подход к повседневной жизни.Жизнь помогает во всех начинаниях, поддерживает, веселит, заботится о людях, не имеющих к ней претензий .

Другим она противостоит, делает все наоборот, все как бы назло. То есть она занимается развитием их духовности: истинно духовный человек не берется судить поступки окружающих людей, да и самого себя.

Что в нашем мире может служить источником недовольства? Да все, что угодно. Начиная с того, что погода мерзкая и вам нечего надеть по сезону, и заканчивая тем, что ребенок не учится, а муж пьет. Источников переживаний может быть очень много - десятки и даже сотни тысяч разных обстоятельств.

Когда у человека появляется хоть малейшее недовольство? Когда он заранее знает, каким должен быть окружающий мир, какой должна быть его собственная жизнь, но реальность не соответствует ожиданиям Мир-то в действительности совсем не такой, каким мы хотим его видеть.

Далее все очень просто. Человек пребывает в состоянии недовольства и тем самым вступает в конфликт с окружающим миром. На это окружающий мир реагирует ухудшением ситуации или делает невозможным какое-то изменение. То есть человек посылает в окружающий мир мысленное недовольство, а ему оттуда в ответ - бумерангом - прилетает усугубление и без того противных обстоятельств. Вот когда начинается «веселая жизнь».

Это взаимодействие человека с жизнью можно изобразить в виде простой схемы:

Имеются значимые идеи о том, как должен быть устроен окружающий мир =»

Реальная жизнь не соответствует нашим представлениям о ней =»

Возникает недовольство миром или отдельными его элементами =»

Накапливаются негативные переживания =»

Возрастает уровень проблем.

ВЫВОД: длительное недовольство (негатив) - это пусковой механизм усугубления проблемы или невозможности ее разрешить.

Чтобы не входить в конфликт с миром, человек для начала должен позволить ему быть многогранным, разнообразным, постоянно меняющимся и… несовершенным. Ведь несовершенство мира и отдельных его элементов (людей, событий и т. д.) - это только наш набор идей, и ничего более Мир реален и не зависит от наших суждений о нем Поэтому главное условие, которое должен соблюдать человек - принимать окружающий мир его таким, какой он есть. Сегодня. Сейчас Конечно, занять подобную позицию очень сложно в нашем мире, который делится на богатых и бедных, здоровых и больных, красивых и не очень, верующих и атеистов.

Сегодня население Земли составляет шесть миллиардов человек У каждого из этих людей есть собственные представления о том, как правильно должен быть устроен этот мир. Однако он никогда не сможет подстроиться под требования шести миллиардов человек хотя бы потому, что эти требования часто взаимоисключающие. Даже в одной семье взгляды на жизнь (например, на способы воспитания детей) нередко бывают диаметрально противоположными. Поэтому совершенно бесполезно пытаться «втиснуть» жизнь в рамки своих представлений о ней.

В этом мире мало что изменится с приходом одного конкретного человека, мало что изменится и с его уходом. Человек приходит в мир, который существовал миллионы лет до него и будет существовать еще очень долго после его ухода. И надо понимать, что у нас мало шансов изменить объективную реальность, существующую помимо наших желаний и амбиций Но есть немало шансов сделать собственную жизнь успешной и радостной. Такова жизнь. И прожить ее все же нужно. По возможности, с удовольствием.

Мы уже выяснили, что в основе любого недовольства лежат наши идеи, представления о том:

* как должна складываться ваша жизнь (жизнь ваших близких),

* как (когда) должно произойти определенное событие,

* как должен вести себя конкретный человек или люди в целом,

* каким (какой) должны быть вы сами и т. д.

Вы держите у себя в голове эту модель-ожидание .

Когда реальность начинает отличаться от созданного вами образа, вы испытываете разнообразную гамму не очень приятных чувств.

ИДЕАЛИЗАЦИЯ - это значимая для человека идея, модель устройства жизни, при нарушении которой у него возникают длительные негативные переживания. Это часто неосознаваемая сверхценная для вас идея, при нарушении которой возникает длительное недовольство.

Можно рассмотреть это же явление с другой стороны и дать другое определение

ИДЕАЛИЗАЦИЯ - это переживание в течение довольно длительного времени отрицательных эмоций, возникающих в результате расхождения созданного человеком идеального образа с реальностью.

Можно сказать и так:

ИДЕАЛИЗАЦИЯ - это комплекс негативных переживаний, возникающих у человека в результате несовпадения созданного им мысленного образа с реальной действительностью .

Идеализацию всегда можно выявить по двум признакам - негативные эмоции и мысленный образ, идеальная модель, существующая в сознании человека. Мы сравниваем жизнь с идеальной моделью и говорим: что-то не сходится, не получается. Что-то в этой жизни идет не так, как я считаю нужным. И начинаем испытывать негативные чувства - страх, зависть, злобу, обиду и т. п.

Саму жизнь, ее многогранность и постоянное изменение мы пытаемся подменить собственными представлениями о ней, своими идеями о том, какой она должна быть, каким стандартам должна соответствовать. Ни в чем так не упорствует человек, как в убеждениях. Жизнь многогранна, ее нельзя задержать, остановить и загнать в рамки собственных идей.

А мы хотим увидеть только одну ее грань, устраивающую нас.

Окружающий мир и отдельные люди не смогут соответствовать нашим идеалам, потому что все в этом мире изменяется и нет ничего постоянного.

А наши представления существуют только в нашем уме, и нигде более Они либо взяты из нашего прошлого, уже ушедшего, либо позаимствованы у других людей (родственников, знакомых и т. д.). Мы же хотим видеть соответствие нашей идеальной модели и жизни вокруг. Если мы этого соответствия не видим, то погружаемся в переживания: почему все так неправильно, нехорошо и несправедливо. Так не должно быть!

Сделать себя несчастным легко. Действительно, сделать себя несчастным очень просто. Для этого нужно иметь как можно больше представлений о том, как должен быть устроен окружающий мир. И ожидать (или требовать), чтобы все было так, а не иначе.

Предположим, у вас есть ожидание того, как должен вести себя знакомый вам человек (муж, жена, родитель, ребенок, начальник, друг, любимый) Вы знаете, как он должен себя вести. А он ведет себя немного (или совсем) не так. То есть не соответствует идеалу, существующему в вашем уме.

Ваши действия? Вы вскипаете, как чайник, и своим кипением пытаетесь заставить человека поступать так, как считаете нужным! Либо впадаете в грусть оттого, что он ведет себя неправильно. У вас на лице появляется меланхолия, и этот человек понимает, что именно он - виновник вашего состояния.

В обоих случаях вы не принимаете этого человека (а через него и весь мир) таким, каков он есть, поскольку он не соответствует тому идеалу, что существует в вашем сознании.

Идеализировать можно не только отдельных людей, но и ситуации окружающего мира в целом. Например, правительство руководит страной неправильно. Молодежь ведет себя ужасно. Наука пришла в упадок. Слишком много насилия показывают по телевидению И так далее.

Ситуаций, отравляющих нашу жизнь, много. Жизнь разрушает наши идеализации. Как мы уже говорили, Жизнь не любит недовольных.

Когда человек продолжительное время пребывает в мрачном или агрессивном состоянии духа, жизнь «ощетинивается» и начинает его воспитывать, доказывая, что он напрасно упорствует в своих ожиданиях.

Эти слова вовсе не означают, что человек должен быть полным «пофигистом» и не иметь в голове никаких идей Человек имеет полное право иметь любые убеждения, устремления, ожидания.

Он может и должен стремиться к их реализации, иначе жизнь будет совсем неинтересной. И вот как раз на пути к реализации ваших идей они могут стать идеализацией. Ваши ожидания и устремления не будут идеализацией в случае, если вы способны не впадать в длительные переживания, когда на пути к их исполнению возникают трудности.

Если при встрече с другой стороной жизни вы способны как-то смириться с этим, приспособиться к ней или постараться сделать так, чтобы вы не пересекались, то ваши идеи не станут идеализацией и Жизни не придется применять свои меры, чтобы образумить вас Для того, чтобы доказать человеку ошибочность его идей, а точнее, ошибочность его отношения к своим идеалам, Жизнь разрушает наши идеализации самыми разными способами.

Если вы долго и ощутимо переживаете по какому-либо поводу, реализуется один из следующих воспитательных процессов, направленных на то, чтобы доказать вам ошибочность ваших претензий к жизни:

* Вам не дается то, без чего вы не представляете себе «нормальную жизнь» Например, вас уже достали многочисленные близкие родственники, делящие с вами одну и без того небольшую жилплощадь (тот же бывший муж или жена) Вы уже давно стремитесь разъехаться с ними, но безрезультатно, все ваши усилия идут прахом. Так и живете друг у друга на головах, испытывая множество нерадостных эмоций и не имея возможности изменить что-либо

* Жизнь сталкивает вас с человеком, который имеет систему ценностей, отличную от вашей. Он живет по иным принципам и по-другому относится к очень важным для вас вещам. И, что обидно, неплохо себя чувствует Например, вы человек честный и стремитесь строить открытые, доверительные отношения А ваш муж (или жена) не обременен этой добродетелью. Так случилось. И вы вынуждены жить в обстановке лжи, изворотливости, скрытности и подпольных действий. Для вас это невыносимо А для вашей половины это норма жизни, и он искренне не понимает ваших переживаний.

* Вы сами делаете то, чего не принимаете (осуждаете) в других людях, и в итоге попадаете в ситуации, которые считаете для себя недопустимыми . Например, вы осуждали не работающего и живущего за счет своих родных. друга. Жены, родителей и т. д Вы искренне недоумеваете: как может взрослый, здоровый мужчина быть нахлебником? И волею судеб сами попадаете в аналогичное положение, и теперь вы со своим другом «на равных». Вы ненавидите себя за это, но ничего изменить не можете

* Жизнь разбивает ваши планы и ожидания, но конкретного виноватого нет . Например, вас не устраивает размер вашей зарплаты Вы переживаете, что вам не платили уже два месяца. И вдруг оказывается, что ваша фирма (организация) обанкротилась, всех увольняют. И никакой выплаты долгов в ближайшем тысячелетии не предвидится

* Срабатывают подсознательные программы, заставляющие нас вести себя несовершенным образом. Например, вы еще от родителей усвоили установку: «С твоим умом приличную работу не найдешь!» Вы начинаете искать работу, тревожиться и никак не можете найти ничего приличного, того, что вас полностью бы устроило. Таким образом Жизнь реализует вашу внутреннюю программу.

* Болезнь . Это средство применяется в крайних случаях, как способ «укрощения строптивых» Например, вы очень переживаете по поводу лишнего веса, боретесь с ним всеми известными и неизвестными науке способами, но результат отсутствует В один «прекрасный» момент у вас открывается язва желудка, и вы понимаете, что несколько лишних килограммов - это просто цветочки В действительности все не так плохо Конечно, добрая жизнь не сразу окунает нас головой в… омут проблем, скажем так Это случается только, когда сила и длительность наших переживаний превышает допустимую норму (норма, к сожалению, определяется не нами).

Поэтому переживать можно, но недолго и не очень сильно.

Нельзя накапливать переживания!

Какие эмоции - негативные или позитивные - чаще посещают вас в жизни? Какие эмоции создают ваше настроение в течение дня? Какие из них наиболее длительные? Поймите, что именно они отражают ваше отношение к жизни.

Мы, сами того не замечая, привыкли к отрицательным эмоциям. Они постоянно посещают нас, и мы никогда не считаем, сколько раз за день испытываем чувства негативного характера.

В итоге они становятся неотъемлемым элементом нашей жизни. Это и есть наше неприятие окружающего мира.

Именно поэтому Жизнь предъявляет нам непростые, проблемные ситуации: мы недовольны ею, она недовольна нами.

Если ваши действия не дают нужного результата, их нужно прекратить.

А что делает человек, когда его что-либо не устраивает?

Правильно, ПЕРЕЖИВАЕТ.

Вскоре он понимает, что от этого лучше не становится.

Никому не легчает.

И что он делает?

Снова переживает, уже по новому поводу. Он делает это настойчиво и самозабвенно.

Значит, первое, что нужно сделать - ПЕРЕСТАТЬ переживать. Ведь именно переживания делают вашу ситуацию тупиковой или трудноразрешимой.

Нужно перестать быть источником отрицательных эмоций. Убрать конфликт с окружающим миром.

И чем раньше вы это сделаете, тем лучше для вас же.

Если вы хотите изменить к лучшему то, что сегодня вас не устраивает, первое, что нужно сделать - убрать те свои действия, которые приводят к отрицательному результату. То есть убрать собственные негативные переживания. Чем больше мы переживаем, тем менее благосклонно смотрит на нас Жизнь. И тем меньше она старается помочь нам. Сами подумайте: зачем идти навстречу человеку с недовольным лицом? Вам бы захотелось? Вряд ли. Вот и Жизни тоже не хочется.

Если негативные переживания представить в виде серого, грязного дыма, то недовольный человек будет похож на старую печку. У этой печки из всех щелей идет дым, копоть, гарь и загрязняет все, что есть вокруг, включая и ее саму. А на Тонком плане все происходит именно так (Помимо физического, видимого плана, существует еще не познанный человеком Тонкий план. Это мир нашей энергетики, различных душевных состояний, вибраций, мыслей и чувств и т. д. Обычно человек не может видеть его, но многие люди весьма чувствительны к нему.

Например, вы пришли на работу в хорошем настроении. Но, пообщавшись (или просто посидев рядом) со своим коллегой, у которого крупные неприятности, вы почувствовали тревогу, беспокойство и общее недомогание. Почему?Потому что на Тонком плане он излучает вибрации страха и дискомфорта).

Чем больше вы испытываете негативных переживаний по поводу несовершенства окружающего мира (или конкретного человека), тем больше мир (или человек) начинает поворачиваться к вам своей несовершенной стороной (которую вы идеализируете), вызывающей ваше недовольство, доставляя вам еще больше переживаний. Называется это явление «воспитательным процессом» и применяется к человеку с тем, чтобы он повысил свою духовность и перестал судить реальную жизнь. То есть, чтобы он пересмотрел отношение к отдельным сферам собственной жизни.

Оглянитесь на свой жизненный опыт: ваши отрицательные эмоции (страх, обида, раздражение) когда-нибудь помогли вам? Может быть, они сделали вас преуспевающим? Или здоровым? Вряд ли Само по себе недовольство еще не решило ни одну проблему. А вот отсутствие недовольства - это самый эффективный и поистине волшебный инструмент!

Поэтому наша первая задача - перестать «коптить» окружающий мир своим негативом.

И для этого есть один очень эффективный прием-Дневник самонаблюдений.

ДНЕВНИК САМОНАБЛЮДЕНИЙ выглядит следующим образом:

ПЕРВАЯ колонка: «Событие моей жизни, вызвавшее негативные переживания». Сюда вы ежедневно будете записывать текущие жизненные эпизоды, вызвавшие у вас отрицательные эмоции Вы наблюдаете за собой и коротко записываете, какие конкретные события вызвали у вас те или иные переживания. Речь идет о негативных переживаниях, разумеется. Жизнь предоставляет нам богатейший материал для изучения самого себя! Желательно коротко перечислить, какими эмоциями сопровождалось переживание данного эпизода вашей жизни. (Положительные эмоции мы не будем анализировать - радуйтесь на здоровье!)

ВТОРАЯ колонка: «Выявленная идеализация»

Сюда вы будете записывать, какие ваши идеализации «воспитывает» жизнь этим эпизодом. Поскольку за любым переживанием стоит значимая для вас идея о том, каким должен быть этот мир (или конкретный человек), а мир с вашими ожиданиями не совпал, то вы запишете туда свои ожидания.

ТРЕТЬЯ колонка: «Отработка идеализаций».

Здесь вы будете в письменной форме (а заодно и мысленно) отрабатывать, т. е. отказываться от своей идеализации. Делается это по следующей формуле:

!!! «Я прошу прощения у Высших Сил и у себя самого (самой) за мои негативные эмоции. Я знаю, что придаю своим идеям (указать, каким именно) избыточное значение. Впредь я отказываюсь от своих переживаний по этим вопросам, и теперь буду к этому относиться значительно легче. Я полностью беру на себя ответственность за этот эпизод и все мои эмоции. Я благодарю Высшие силы за урок и внимательность ко мне! Я обязуюсь впредь не впадать в длительные переживания, оказавшись в подобной ситуации».

"Когда переживания накапливаются, Эмоции обычно через какое-то время проходят.

Но то, что они сделали, остается". В Швебель

Переживать - невыгодно!

Долгие и сильные переживания вредны.Вредны для здоровья и для успешности в любой сфере жизни.

Кроме того, они не очень приятны сами по себе.

Плохо не то, что человек переживает, большинство людей не может этого не делать. Более того, для ощущения полноты и остроты жизни они полезны.

Плохо то, что человек переживает долго и сильно, в результате чего негативные эмоции скапливаются в его эмоциональной сфере (в теле эмоций) и влияют на его жизнь. (Помимо физического, плотного тела у человека имеется ряд тонких тел. Конечно, разделение между этими телами условное.

Тело эмоций - это та часть нашего существа, а точнее, нашей психики, которая отвечает за возникновение, протекание и характер наших эмоций Эмоциональное тело «окрашивает» восприятие жизни человеком).

Что же происходит, когда наше недовольство достигает определенного предела? К сожалению, ничего хорошего. Степень успешности, комфортности и благополучия всей вашей жизни напрямую зависит от количества накопленных вами негативных переживаний!

И зависимость эта обратно пропорциональна: чем больше негатива вы испытываете, тем менее комфортна ваша жизнь.

из книги А.Свияш и Ю.Свияш

"Улыбнись,пока не поздно!"


Писатели и поэты разных эпох отразили в своих произведениях проблему взаимоотношений художника с разными группами читателей, показав трудности взаимопонимания, когда автору требуется сохранить достоинство и честь. Например, разносторонне показана суть конфликта поэта и толпы в лирике А.С.Пушкина.
В юношеские годы Пушкин мечтал служить стране и обществу, о чём писал в стихотворении «К Чаадаеву»:

Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!

Но очень скоро он понял, что «минуты вольности святой» недостижимы, что стихи его печатать опасно, так как в условиях самодержавия и царской цензуры автора ждут гонения. Осознание жестокой реальности звучит в строчках стихов «Ф.Н.Глинке» и «В.Ф.Раевскому». Поэт, будучи уже в изгнании, пишет:

Я говорил пред хладною толпой
Языком Истины свободной,
Но для толпы ничтожной и глухой
Смешон глас сердца благородный.

О своём отношении к цензуре Пушкин сообщает в «Послании цензору», считая цензора гонителем, глупцом и трусом, называющим белое чёрным, а «глас правды» – мятежом. Цензура мешает публикации литературных произведений, препятствует просвещению народа. Хотя поэт уверен, что «прошло губительное время, когда Невежества несла Россия бремя», но и во «Втором послании цензору» он также констатирует:

Последних прав без милости лишён,
Со всею братией гонимый совокупно...

Преследования власти и цензуры сказались на отношении общества к поэту и на настроении самого Пушкина, считавшего, что его творчество и поэтический талант загоняются в рамки. Изменена сама жизнь, если лишён свободы во всём:

Дар напрасный, дар случайный,
Жизнь, зачем ты мне дана?
Иль зачем судьбою тайной
Ты на казнь осуждена?

В стихотворении «Поэт и толпа» Пушкин называет «чернью тупой» ту часть российского общества, которая не признавала его вольнолюбивой лирики и осуждала цели и смысл некоторых стихов:

Как ветер песнь его свободна,
Зато как ветер и бесплодна:
Какая польза нам от ней?

Чернь (толпа) требует «употреблять» талант «во благо», чтобы он служил исправлению нравов в обществе, а поэт спрашивает: «Жрецы ль у вас метлу берут?» Поэт, по мнению Пушкина, «рождён для вдохновенья, для звуков сладких и молитв». Ему нельзя приказать: сегодня пусть пишет нравоучительные стихи, а завтра - воспевает природу. Если же поэт подчинится толпе, он перестанет быть творцом. Значит, и не нужно стремиться завоевать народную любовь, если для этого придётся пожертвовать свободой выбора:

Дорогою свободной
Иди, куда влечёт тебя свободный ум...

В стихотворении «Поэту» Пушкин советует «собратьям по перу» не ожидать наград за свой нелёгкий труд. Лирический герой стихотворения призывает «не дорожить любовию народной», что означает «не искать признания, лестных оценок и похвал». Пушкин писал, что добиться искренности в оценке творчества от современников трудно, а угождать «толпе» вовсе негоже человеку с чувством собственного достоинства. Действительно, разве можно сохранить своё право на свободу выражения мысли в соответствии со своими убеждениями, если прислушиваться к тому, что скажут по этому поводу критики или представители власти? Тем более, если поэт является образованным человеком, творческой личностью. Он не сможет «писать по заказу», угождая определённым лицам. А брань толпы на творчество влиять не должна, если в душе художника горит «волшебный дар», который позволяет дарить плоды своего труда истинным ценителям поэзии.

При наличии таких качеств, как самокритичность и взыскательность, поэт – сам себе судья. Главной наградой будет собственная удовлетворённость от плодов труда, высокая оценка творений самим «взыскательным художником» – тогда не страшна и брань толпы. И настоящие ценители искусства обязательно отметят заслуги поэта перед обществом и страной, его ответственное отношение к творчеству. В стихотворении «Памятник» Пушкин высказывает надежду на взаимопонимание с людьми, которые оценят его стихи, созданные по «веленью божию». Ведь его муза научилась, «обиды не страшась, не требуя венца», принимать равнодушно хвалу и клевету и не спорить с глупцами. А потомки, надеялся Пушкин, увидят главное в его творчестве, отметят те духовные ценности, которым он и посвятил своё творчество.

К теме высокого назначения поэта обращались многие русские классики. Например, о высокой роли гражданской лирики говорил Н.А.Некрасов в произведении «Поэт и гражданин». М.В.Ломоносов в «Разговоре с Анакреоном» убеждал, что поэзия призвана служить на благо мира, и поэту следует воспевать подвиги славных сынов Отечества, их любовь к Родине.

Н.В.Гоголь продолжил размышления русских классиков об отношении «толпы» к творчеству писателей и поэтов. Например, в поэме «Мёртвые души» в одном из лирических отступлений он говорит о путях творчества. С иронией пишет о «счастье» художника, который избрал для отображения в своих произведениях характеры, «являющие высокое достоинство человека» и «не изменял ни разу возвышенного строя своей лиры». Такой художник, вознёсшись над «ничтожными своими собратьями», добился славы, «окурив людские очи». Действительно, Гоголь прав в том, что люди падки на лесть, так как некоторых правда раздражает, они хотят желаемое выдавать за истину, и потому рукоплещут льстецу-художнику «молодые пылкие сердца».

Совсем другая участь ожидает того, кто решается отобразить реальную действительность без прикрас, показать всё то, «чего не зрят равнодушные очи», всю тину ежедневных мелочей и страшную повседневность человеческих отношений, характеров, событий. В таком случае «взыскательный художник» рукоплесканий публики не дождётся, он будет осмеян толпой, а его произведения осудят критики и отправят их в разряд ничтожных. Мало того, писателя могут обвинить в том, что он СЕБЯ изобразил в характере, который достоин осуждения общества. Н.В.Гоголь в данном размышлении защищает своих собратьев по перу, говоря, что «много нужно глубины душевной, дабы озарить картину, взятую из презренной жизни». И очень часто непризнанного писателя или поэта ждёт одиночество, если он избрал «суровое поприще».

М.Ю.Лермонтов – один из тех поэтов, кого мы относим к «взыскательным художникам», поэтому он имел право упрекать в неправоте не только «толпу», но и представителей поэтического цеха. В стихотворении «Поэт» он указывает на проблему, связанную с зависимостью «собратьев по перу» от денег и власти, когда творец утрачивает свободу и «своё назначенье», как кинжал, ставший «игрушкой золотой», украшением, если его повесили на стену в доме хозяина. Очень важно, считает Лермонтов, чтобы поэт не променял на золото силу таланта, имеющего власть над сердцами и умами современников, чтобы по-прежнему «мерный звук... могучих слов воспламенял бойца для битвы».
В стихотворении «Пророк» Лермонтов пишет, что настоящий поэт, несмотря на трудности своего призвания, остаётся верным предназначению, не способен отступать, трусливо подчиняться толпе в угоду мелким страстям. И в этом мысли М.Ю.Лермонтова совпадают с убеждениями А.С.Пушкина, созвучны его высказываниям в стихотворении «Поэту».

Нелегка, чаще всего, участь человека с высоким чувством долга, который осознаёт ответственность за своё творчество, понимает, что писателю и поэту важно предвидеть, «как слово наше отзовётся». Поэт с активной жизненной позицией должен быть готов к непризнанию и, возможно, к осуждению.
В произведении «Журналист, читатель и писатель» в форме диалога представлены рассуждения «работников пера» и тех, кому предназначено оценивать их творчество, то есть читателей. В данном произведении Лермонтов на стороне тех, кто не приемлет позицию "осторожного" писателя, не желающего навлекать на себя злость и ненависть толпы своими «пророческими речами». Такой писатель или поэт пророком на самом деле и не является.

Стихотворение М.Ю.Лермонтова «Монолог» имеет грустную тональность, которая объясняется пониманием реальной обстановки: поэт, преследуемый властью и гонимый обществом, вынужден находиться в изоляции. Лирический герой осознаёт, что «глубокие познанья», «талант и пылкая любовь к свободе» оказываются ненужными, поскольку не востребованы обществом, где благополучно живёт ничтожество и где нелегко художнику. Поэт тоскует вдали от «милого севера», он полагает, что ему уготовано быстрое увядание. Печаль его понятна, ведь жизнь повернулась к нему мрачной стороной:

И душно кажется на родине,
И сердцу тяжко, и душа тоскует...

Так случилось, что поддержать в трудное время поэта некому, а если нет любви и дружбы, то становится «горька остылой жизни чаша». Действительно, к М.Ю.Лермонтову судьба оказалась неблагосклонной, и потому мотивы грусти и одиночества присутствуют во многих его произведениях.

В отражении конфликта личности и общества, в раздумьях поэтов разных эпох мы найдем немало созвучных мыслей. Например, монологи Чацкого, героя комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума», сопоставимы с «Монологом» Лермонтова.
Чацкий одинок в толпе, где царствует «пустое, рабское, слепое подражанье» всему иностранному и слышится «смешенье языков: французского с нижегородским». Его мнение никого не интересует, поэтому от него отворачиваются гости Фамусова и уходят послушать «французика из Бордо», который сообщает важные новости о модах Франции.
У главного героя нет единомышленников, к нему не хотят прислушиваться. И толпа обязательно объединится, чтобы устранить Чацкого как инакомыслящего, поскольку он бросил вызов «веку минувшему». Так и происходит: его объявляют сумасшедшим, он вынужден бежать туда, «где оскорблённому есть чувству уголок». Чацкий занимает активную позицию в жизни, поэтому ему всегда достанется «в удел»... «мильон терзаний», как сказал в критической статье И.А.Гончаров.

Монологи Чацкого, написанные Грибоедовым, перекликаются с «Монологом» Лермонтова в том, что высказана одна и та же мысль: «Молчалины блаженствуют на свете» – «ничтожество есть благо в здешнем свете», то есть гораздо проще, легче и выгоднее быть ничтожеством, чем настоящим патриотом и достойным гражданином.

«Душно... на родине» было и герою стихотворения Н.А.Некрасова. Поэт посвятил посмертные слова борцу и мыслителю, причисляя В.Г.Белинского к благородным и верным сынам Отечества, которые часто оставались непризнанными. Белинскому также досталась доля быть отмеченным «как враг отчизны».

Многие классики разных эпох не получили признания их творчества при жизни, и потому они имели основания в своё время с грустью, а иногда и с гневом констатировать непростые отношения с властью и обществом, как это сделал М.Ю.Лермонтов в стихотворении "Смерть поэта":

Вы, жадною толпой стоящие у трона,
Свободы, Гения и Славы палачи!
Таитесь вы под сению закона,
Пред вами суд и правда - всё молчи!..

Когда рассматривается проблема взаимоотношений выдающихся личностей и толпы, надо помнить, что речь идёт не обо всём обществе, а о его части. Иногда эту часть называют высшим светом или элитой, или (в наше время) олигархами и кучкой амбициозных людей, рвущихся к власти. Но это НЕ НАРОД! Кое-что следует уточнить и в связи с современными реалиями.
Очень интересные мысли высказаны были В.В.Путиным не так давно на встрече с журналистами.

Представители современной оппозиции вздумали вдруг облагородить свою деятельность и сравнили свои порывы с мятежностью Лермонтова. На мой взгляд, их потуги смешны, и потому соглашусь с мнением президента, что нельзя забывать, как велика была любовь поэта к земле русской: к природе, к крестьянской деревне, к народу своему. Лермонтов и представить себе не смог бы, что можно с обожанием смотреть на Европу, ругая всё у себя на Родине, и ждать решения всех российских проблем с помощью Запада.

Да, по отношению к самодержавию и крепостничеству Лермонтов, как и другие классики, был в оппозиции, но он гордился тружениками-крестьянами, их талантами, песнями и традициями, способностью хранить язык русский и культуру России. Значит, был настоящим патриотом, который не сотрудничал с зарубежными спецслужбами и никогда не пошёл бы против интересов Родины. Именно поэтому он прославлял подвиг народа в войне 1812 года, так как защищали воины Отечество своё: детей, семьи, дома и поля, то есть родную землю.
Всё то же самое мы можем сказать и о других наших классиках: это верные сыны Отечества, великие деятели и патриоты земли Русской.

Таким образом, и великие художники могут находиться не в противостоянии с обществом, а в полном единении с ним, если есть общая цель - интересы Родины и народа. Тогда этот путь, который избирают настоящие сыновья России, мы называем дорогой чести и мужества.

Популярность нередко оборачивается для писателя не толь-ко приобретениями, она ведет и к известным потерям. Возни-кает опасность облегченного и выборочного восприятия его опыта. Складывается определенный образ, обобщивший пер-вое впечатление, произведенное книгами, но не помогающий, а скорее мешающий понять его творчество во всей широте и многогранности. Зачастую оказывается замечательной всего лишь одна, и обычно не самая существенная, сторона творче-ской индивидуальности мастера.
"Вы говорили: "Джек Лондон, деньги, любовь, страсть", -ироническая строка Маяковского необычайно точно доносит как раз тот стереотип отношения к американскому про¬заику. И теперь, спустя время, хорошо видно, что в творче¬стве Лондона было только данью иллюзиям и не пережило испытаний реальной жизнью, а что осталось в литературе навсегда.
Огромным литературным достоянием для литературы стал роман "Мартин Идеи" - творческая вершина Джека Лондо¬на. В советское время отечественные критики не раз пыта¬лись истолковать роман как обличение продажности буржу¬азного общества, жертвой которого становится капитулиро¬вавший в конечном счете перед его силой герой. Такая кри-

тика оправданна, но все-таки слишком однозначна и резка. Причины, приведшие Мартина к жизненному крушению, ле¬жат глубже, и дело не в одной лишь "капитуляции". Да и была ли она? Ведь Мартин не штамповал книгу за книгой, когда издатели брали нарасхват все, что он пишет. Он ушел из жизни, поняв, что талант покинул его навсегда.
Изображение законов "успеха" отодвинулось на второй план, когда Лондон в полной мере ощутил масштаб и значе¬ние того образа художника, который он создавал. Тему рома¬на писатель сформулировал сам: "трагедия одиночки, пытаю-щегося внушить истину миру".
Драма героя начинается не в момент его встречи с Руфью Морз. Несоразмерность их духовных горизонтов слишком очевидна, чтобы Руфь всерьез могла влиять на Мартина, при-общая его к своим пошлым "идеалам". В его отношениях с Руфью разыгрывается конфликт эстетической красоты и гру¬бой житейской реальности, который скажется на дальнейшей судьбе героя и станет неразрешимым противоречием всей жизни.
Драма начинается тогда, когда Мартин, осознав в себе ху-дожника, решает сделать искусство своей профессией. Моло¬дой писатель следует заветам поэта Бриссендена: любить красоту ради нее самой, служа ей беззаветно. Но ведь творче¬ство невозможно без воспринимающего, без той самой публи¬ки, которую с полным основанием презирает Бриссенден, а вслед за ним и Мартин. Все дело в том, что публика - это Морзы и им подобные.
В начале творчества - это великий созидательный по¬рыв, а завершение творческого акта - это медные трубы ада: мелочная и недостойная борьба с издателями, блоши¬ные укусы критиков и оплевывание шедевра самодовольны¬ми толстосумами. И Мартин не может выйти из этого порочного круга.
Джек Лондон придал этой проблеме "вечное" значение. Ведь его герой - художник, вышедший из народа, а это явле¬ние, ставшее характерным лишь в XX веке. И сущность этой драмы не исчерпывается тем, что Мартина ждет нищета и что он израсходует весь отпущенный ему запас творческих сил, прежде чем к нему придет признание. Несомненно, он мог бы

сделать больше и не расплачиваться за каждый свой шаг в искусстве, РГ.ЛИ бы не принес в него совершенно новый жиз-ненный опыт и свое суровое мироощущение.
Жестокий парадокс судьбы Мартина в том, что с каждой новой осиленной им вершиной культуры, с каждым новым постигнутым им секретом творчества он все больше отдаля-ется от того мира, который питал его творческие силы. Его не поймет португалка, дававшая ему крохи, отобранные у соб-ственных оборванных детей, не прочтет его и фабричная ра-ботница, готовая отдать за него жизнь. И это понятно, пото¬му что между автором философского памфлета о Метерлинке и девушкой из народа, за всю жизнь несколько раз побывав¬шей в дешевых театриках для "плебса", лежит духовная про¬пасть.
Мартин Иден оказывается среди двух миров, в пустоте, изоляции, и его индивидуализм - лишь неизбежное след¬ствие переживаемой им отчужденности ото всех. Поистине трагедия одиночки. Молодой художник никогда не сможет восседать почетным гостем на литературных утренниках, ловя на себе восторженные взгляды меценатствующих матрон, и уже не способен, сбросив накопленный груз культуры, спус¬титься к своему миру. Конфликт, приведший его к гибели, неразрешим, покуда, по словам Уитмена, "великий поэт не найдет себе и великой аудитории". Это не капитуляция. Это настоящее мужество истинного, художника.

С одной стороны, эта тема универсальна, вечна. С другой стороны, глубока личностна и индивидуальна. У Сэлинджера конфликт доведен до предельной остроты благодаря особой чуткости героя, его высочайшей требовательности.

Холдена больше всего угнетают царящий в американском обществе дух всеобщего обмана и недоверия между людьми. Он тяжело страдает от безысходности, обреченности всех его попыток построить свою жизнь на справедливости и искренности человеческих отношений, от невозможности сделать ее осмысленной и содержательной.

Вглядываясь в будущее, он не видит ничего, кроме той серой обыденности, что уже стала уделом подавляющего большинства его соотечественников, так называемых благополучных средних американцев.

Герой на протяжении всего повествования переживает эмоции предельного одиночества и противостояния - конфликт человека думающего и чувствующего с миром, если и не всегда жестоким, то бесчувственно-равнодушным, всегда занимающим полярную позицию, всегда "тянущим" с ним в "разные стороны", как в разговоре Холдена с учителем Спенсером.

В конфликте Холдена с миром ему противостоит не зло, а обыденность: то как живут и поступают все или почти все, что они делают. Глядя в окно огромного отеля, наблюдая уродства и извращения, Холден с тоской осознает себя единственным нормальным человеком "I was probably the only normal bastard in the whole place" ["Я, наверно, был единственным нормальным среди них" (7)].

Читатель уважает Холдена именно за безошибочность его нравственного чувства, за способность любить то, что действительно заслуживает любви. Не вина Холдена в том, что мир столь редко предоставляет ему эту возможность любить, что гораздо чаще он вынуждает его лицезреть нравственное и физическое убожество, умственную ограниченность, отсутствие изящества в бытовом поведении, вульгарность и неопрятность в физическом облике. Нецензурное ругательство, которое он видит на стене, вызывает у Холдена ярость и отчаяние.

Люди постоянно оскорбляют его тем, что в его в присутствии стригут и чистят ногти, ковыряют в зубах. В этих поступках выступают наружу внутренние изъяны души: грязная бритва красавчика Стрэдлейтера выдает его моральную нечистоплотность, безобразные шляпки - духовное убожество их владелиц. Но и то что принято за норму, все то что делаю все люди - удручающе, мелко и бессмысленно для того, кто подобно Холдену, ищет человека который бы не просто нравился, но которого можно было бы уважать. Протестуя против унижения человеческого, Холден готов возвысить животное до человека. Подобно герою Свифта, который отчаявшись в людской породе "йеху", отдал предпочтение благородному животному, Холден тоже избирает лошадь как самое человечное создание природы "I"d rather have a goddam horse. A horse is at least human, for God"s sake. A horse you can at least.." . ["Лучше бы я себе завёл лошадь, чёрт побери. В лошадях хоть есть что-то человеческое. С лошадью хоть поговорить можно.." (7)].

Главный упрек Холдена обращен не персонально к тому или иному человеку, а к людям вообще и заключается в том, что люди никогда ничего не замечают, большинство не хочет видеть все, как оно есть.

Его возмущает "показуха" и отсутствие самой элементарной человечности в жизни. Учителя привилегированной школы лгут, уверяя, что воспитывают хороших людей. Вот Холден вспоминает о директоре одной из частных школ, где он учился. Директор приторно улыбался всем и каждому, но на самом деле очень хорошо знал разницу межу богатыми и бедными родителями своих подопечных. Необходимость подчиняться "общим законам" чрезвычайно угнетает героя. "I"m always saying "Glad to"ve met you" to somebody I"m not at all glad I met. If you want to stay alive, you have to say that stuff, though" ["Вечно я говорю "очень приятно с вами познакомиться", когда мне ничуть не приятно. Но если хочешь жить с людьми, приходится говорить всякое" (7)], -- с досадой признается Холден и глубоко страдает от этого всеобщего обмана и недоверия, и от безвыходности своего стремления строить жизнь на искренних, справедливых отношениях. Большинство тех, с кем приходится общаться Холдену, его непосредственное окружение: школьные учителя и ученики, случайные знакомые, шоферы такси, лифтеры, официанты и общество в целом - удовлетворяются безличными, формально-условными отношениями. Интерес к собеседнику не распространяется далее выяснения его материального и общественного статуса. В обществе поделенным на ячейки, группы "The guys that are on the basketball team stick together, the Catholics stick together, the goddam intellectuals stick together, the guys that play bridge stick together" ["У баскетбольных игроков - своя шайка, у католиков - своя, у этих треклятых интеллектуалов - своя, у игроков в бридж - своя компания" (7)], он ищет общения поверх барьеров. Любой мимолетный контакт он стремится перевести в глубоко заинтересованный, личностный. Любой диалог, спрашивает ли он таксиста об утках или школьного товарища о его интимной жизни, он стремится свести к личному и волнующему. Его искренность смущает и раздражает собеседников, шофер такси видит в вопросе издевку, школьный приятель советует повзрослеть. Сэлинджеровский герой стремится не проникнуть в общество, куда его не пускают, а выйти из него. Нет ни одной общественной ячейки, где бы он мог найти место для себя.

Следует отметить, что Холден часто чувствует оттенки социальных отношений и всякий раз страдает за "униженных и оскорбленных", стыдясь и пряча дорогой кожаный чемодан от близости с убогим чемоданом соседа, отказываясь от яичницы с колбасой, когда рядом с ним у человека хватает только на кофе с булочкой.

Холдена обвиняют в том, что он ведёт себя как двенадцатилетний мальчик. Однако "Sometimes I act a lot older than I am--I really do--but people never notice it. People never notice anything." [" Иногда я веду себя так, будто я куда старше своих лет, но этого-то люди не замечают. Вообще ни черта они не замечают" (7)],-устало говорит Холден. Он знает о людях очень много; знает, в частности, и то, что взрослый человек смотрит на шестнадцатилетнего со своей взрослой "колокольни" и даже не делает попытки разобраться, что же происходит в бесконечно ранимой душе шестнадцатилетнего.

Более всего он страдает от отсутствия внимания и понимания, оттого что все люди, с которыми он пытается заговорить - школьные товарищи, шоферы такси, лифтеры, проститутки - не слушают или не понимают его, что они лишены ума, чуткости, такта, говорят банальности, повторяются и громко смеются над тем, что не смешно. Главный его упрек миру в том, что "не с кем поговорить по-настоящему". Его проблема вживания в общество состоит в том, что он не может вынести всей фальши и позерства окружающих людей. Он не может принять людей, для которых исключительное значение имеют деньги, прибыль, слава и "альбомная" красота. Холден ненавидит человеческую глупость, духовную пустоту. Ему одиноко и тесно в самом центре Нью-Йорка, потому что он везде встречает только безразличие и непонимание. Имея богатый внутренний мир и духовный потенциал, Холден не может реализовать себя во внешнем мире. Он не способен противостоять этому обществу. Осознавая свою слабость и несвободу, он предпочитает бегство.

Исходя из всего, сказанного выше, можно сделать вывод, что конфликт сэлинджеровского героя с миром состоит в том, что он пытается сотрясти бесчувственную тупую силу тех, кого он завет "morons", нападает на нее с саркастической иронией и натыкается на вечный обман, отсутствие всякой нравственности и тупость, но не сдается и продолжает бороться.

© uo-fobos.ru, 2024
Бесплатные юридические консультации