Главные особенности природы Земли.Контрольная работа. (7-й класс)

08.04.2024

Непрерывно вращаясь вокруг своей оси и вокруг Солнца вместе с другими планетами, движется наша Земля в просторах Вселенной. Беспредельна Вселенная, а Земля лишь ее небольшая частица, на которой за миллиарды лет образовалась тонкая оболочка жизни. В процессе эволюции жизни на Земле сформировался человек, который пытается осмыслить, осознать окружающий его мир, сохранить его для будущих поколений.

Природа Земли и человечество составляют единое целое и одновременно представляют собой великое многообразие.

Чтобы разобраться в причинах необычайного разнообразия природы Земли, продолжим изучение главных особенностей устройства и взаимодействия ее оболочек, природных комплексов, а также истории расселения человека по материкам.

Литосфера и рельеф Земли

Здесь вы познакомитесь со строением литосферы, с научными предположениями ее развития, с особенностями расположения на Земле больших горных хребтов, равнин, сейсмических поясов; узнаете о причинах разнообразия рельефа Земли, познакомитесь с картой строения земной коры.

Вспомните из курса географии 6 класса:

  1. Каково внутреннее строение Земли?
  2. Что называют литосферой? Какие движения в ней происходят?
  3. На какие группы делят горные породы по происхождению? Приведите примеры.

1. Какие утверждения о земной коре верны:

А) Земная кора имеет под материками и океанами одинаковое строение

Б) Океаническая кора толще, чем материковая

В) Литосферные плиты медленно перемещаются по поверхности мантии

Г) На границах литосферных плит находятся сейсмические зоны

2. Литосфера – это…

а) Твёрдая оболочка земли, состоящая из земной коры и верхней части мантии

б) Твёрдая оболочка земли, состоящая из земной коры

в) Верхняя часть мантии.

3.К внешним силам, формирующим рельеф Земли относятся:

А) Опускания Земной коры В) Поднятия земной коры

Б) Выветривание Г) Работа ветра

4. Установите соответствие:

А) Платформа А) Низкие и средние горы

Б) Область древней складчатости Б) Равнины

В) Сейсмический пояс В) Высокие горы

Г) Область новой складчатости Г) Границы литосферных плит

5. Слой атмосферы, который играет наиболее важную роль для жизни на Земле:

А) Стратосфера В) Мезосфера

Б) Тропосфера Г) Ионосфера

6. Какие данные содержит климатическая карта?

А) О температурах В) Об осадках

Б) О направлении ветров Г) Все ответы правильные

7. Пассаты – это:

А) Постоянные ветры, дующие от 30-х широт к экватору

Б) Ветры, дующие с океана на сушу летом

В) Ветры, меняющие направление дважды в год

8. Главным климатообразующим фактором является:

А) Количество солнечного тепла Б) Количество осадков

9. Самый южный климатический пояс Земли:

А) Арктический В) Экваториальный

Б) Антарктический Г) Тропический

10. К основным климатическим поясам относятся:

А) Субэкваториальный В) Тропический

Б) Экваториальный Г) Субтропический

А) Океан оказывает сильное влияние на климат Земли

Б) Течения в Мировом океане возникают из-за рельефа дна

В) В Мировом океане живые организмы распространены неравномерно

Г) Температура воды в Мировом океане увеличивается от экватора к полюсам

12. Смена природных зон от подножия горы к вершине называется:

А) Природный комплекс В) Оледенение

Б) Высотная поясность Г) Биологический круговорот

13. В условиях низких температур формируется природная зона:

А) Тайги В) Смешанных лесов

Б) Саванн и редколесий Г) Влажных экваториальных лесов

14. Установите соответствие:

А) Страна-материк А) Ватикан

Б) Самое большое число жителей Б) Родина человечества

В) «Карликовая страна» В) Австралия

Г) Юго-восток Африки Г) Китай

А) Африка, Австралия

Б) Турция, Франция

В) Америка, Россия

Тест по разделу «Главные особенности природы Земли»

  1. вариант

1.Какое утверждение о литосфере верно:

А) Землетрясения чаще всего происходит на платформах

Б) Материковая земная кора более мощная, чем океаническая

В) По границам литосферных плит возвышаются горы

Г) Большинство вулканов находится на границах литосферных плит

2. Какие силы формируют рельеф:

А) Внутренние силы

Б) Внешние силы

В) Внутренние и внешние силы одновременно

3. Основной причиной землетрясений является:

А) Влияние активной деятельности людей

Б) Воздействие космических сил

В) Движение Земной коры

4. Установите соответствие «климатический пояс – его характеристика»:

А) Экваториальный А) Мало осадков, высокие температуры

Б) Умеренный Б) Жарко, сухой и влажный сезоны сменяются

В) Тропический В) Выражены все сезоны года

Г) Субэкваториальный Г) Влажный и жаркий климат

5. Линия, соединяющая на карте точки с одинаковыми температурами:

А) Изотерма В) Изобата

Б) Изобара Г) Изогипса

6. Температура воздуха уменьшается от экватора к полюсам, так как изменяется:

А) Угол падения солнечных лучей В) Толщина тропосферы

Б) Состав воздуха Г) Направление постоянных ветров

7. Сколько климатических поясов выделяется на поверхности Земли:

А) 7 В) 13

Б) 10 Г) 15

8. Главная причина, от которой зависит количество тепла и света, поступающего на Землю:

А) Географическая широта В) Направление ветров

Б) Рельеф местности Г) Высота местности

9. Самый северный климатический пояс Земли:

А) Арктический В) Субарктический

Б) Антарктический Г) Умеренный

10. К переходным климатическим поясам относятся:

А) Субантарктический В) Тропический

Б) Умеренный Г) Субэкваториальный

11. Выберите правильные утверждения:

А) Океан накапливает и отдает атмосфере тепло

Б) Лед образуется на всей поверхности Мирового океана

В) Изучение Мирового океана неважно для человечества, так как оно размещается на суше

Г) На очень больших глубинах в Мировом океане нет живых организмов

12. Природные зоны сменяют друг друга на поверхности Земли из-за:

А) Деятельности людей В) Движения воздушных масс

Б) Разного количества тепла и влаги Г) Рельефа

А) Лесостепей и степей В) Смешанных лесов

Б) Влажных экваториальных лесов Г) Тайги

14. Установите соответствие:

А) Буддизм А) Этнос

Б) Народ Б) Высокая плотность населения

В) Южная Азия В) Комплексная карта

Г) Деятельность людей Г) Религия

15. Выберите пары, которые являются государствами (странами):

А) Европа, Китай Б) Северная Америка, Австралия В) Великобритания, Канада

Выберите правильные утверждения:

А) Воздушные массы переносят тепло, холод, влагу из одних широт в другие

Б) Распределение осадков зависит от распределения давления

В) На экваторе преобладает жаркая и сухая погода

Г) В холодном воздухе содержится много водяного пара


Главные особенности природы Земли

(Контрольная работа)

Цели:

    Повторить, закрепить, обобщить и систематизировать полученные знания по разделу «Главные особенности природы Земли».

    Продолжить формировать умения: применять полученные знания на практике; использовать различные источники географических знаний и информации в процессе поиска решения; выявлять причинно-следственные связи; высказывать свои мысли; отстаивать свою точку зрения; слушать собеседника; аргументировано доказывать и объяснять свою позицию.

    Развивать память, пространственное мышление и логику.

    Воспитывать географическую культуру и культуру общения.

Оборудование: карта «Физическая карта мира», атласы для 7 класса, дидактические материалы, изготовленные учителем.

Тип урока: урок обобщения и контроля учащихся.

ХОД УРОКА

1. Оргмомент

2. Обобщение, систематизация, коррекция и контроль знаний

Задание 1 Вам необходимо дать определение следующим терминам.

Платформа;
– Климат;
– Изотермы;
– Водные массы;
– Природный комплекс;
– Широтная зональность;
– Этнос.

Задание 2. «Найди лишнее слово»

    Муссоны, бризы, пассаты, цунами, западные.

    Китайцы, японцы, монголы, граниты, туркмены.

    Река, море, залив, пролив, океан.

    Вашингтон, Москва, Сидней, Лондон, Париж.

    Кавказ, Алтай, Кордильеры, Гималаи, Сахара, Анды.

Задание 3 «Тест»

1. Земная поверхность правильно изображена на:

а) глобусе; б) физической карте; в) политической карте.

2. Позже всех были открыты материки:

а) Африка и Австралия; б) Австралия и Антарктида; в) Америка и Антарктида.

3. От поясов высокого давления к экватору дуют ветры:

а) муссоны; б) пассаты; в) бризы.

4. В основании Восточно-Европейской равнины лежит:

а) платформа; б) складчатые пояса.

5. Пограничные области между литосферными плитами называют:

а) платформами; б) сейсмическими поясами; в) плитами.

а) экваториальных; б) арктических; в) тропических.

7. Наибольшее количество осадков выпадает:

а) на экваторе; б) на полюсах; в) тропиках.

8. При движении от полюсов к экватору температура поверхностных вод Мирового океана: а) понижается; б) не изменяется; в) повышается.

Задание 4 «Самое-Самое»

    Самый большой океан Земли? (Тихий)

    Самые высокие горы мира? (Гималаи)

    Самая длинная река мира? (Нил)

    Самый большой полуостров мира? (п-в Аравия)

    Самый высокий водопад Земли? (Анхель)

    Самое глубокое озеро мира? (Байкал)

    Самое солёное море мира? (Красное)

    Самый маленький океан Земли? (Северный Ледовитый)

    Самый большой остров Земли? (Гренландия)

    Самый большой по площади материк? (Евразия)

Задание 5. У становите соответствие приборов и элементов погоды.

А) Барометр 1. Температура.
Б) Осадкомер 2. Скорость ветра.
В) Термометр 3. Количество осадков.
Г) Флюгер 4. Направление ветра.
Д) Гигрометр 5. Атмосферное давление.
6. Влажность воздуха.

География 7 класс

Тема урока: Главные особенности природы Земли

Дата проведения…………….

Цели:

Повторить, закрепить, обобщить и систематизировать полученные знания по разделу «Главные особенности природы Земли».

Продолжить формировать умения: применять полученные знания на практике; использовать различные источники географических знаний и информации в процессе поиска решения; выявлять причинно-следственные связи; высказывать свои мысли; отстаивать свою точку зрения; слушать собеседника; аргументировано доказывать и объяснять свою позицию.

Развивать память, пространственное мышление и логику.

Воспитывать географическую культуру и культуру общения.

Оборудование: карта «Физическая карта мира», атласы для 7 класса

Форма урока: урок-путешествие.

Тип урока: урок обобщения и контроля учащихся.

Ход урока

1. Оргмомент

Учитель: Ребята, многие из вас любят путешествовать. Поэтому после изучения главных особенностей природы Земли, давайте мы с вами совершим небольшое путешествие. А ваши знания,полученные при изучении раздела «главные особенности природы Земли» помогут нам преодолеть все преграды на нашем пути. Капитаном корабля буду - я, а вы - юнгами. Итак, в путь! Но хочу вас предупредить, что юнга, наиболее успешно выполнивший задания будет награждаться медалью моряка. Заработавший наибольшее количество медалей, получит орден.Итак, кто же будет лучшим моряком на нашем корабле «Природа Земли».

2. Обобщение, систематизация, коррекция и контроль знаний

Задание 1. «Аукцион терминов»

Учитель: Чтобы выйти из нашей гавани, и плыть дальше, необходимо выполнить первое задание. Вам необходимо дать определение следующим терминам. Стоимость одного термина - 1медаль.

Платформа;
Климат;
Изотермы;
Водные массы;
Природный комплекс;
Широтная зональность;
Этнос.

Задание 2. «Объяснялки»

Учитель: Погода способствует тому,чтобы нам немного по рассуждать для того,чтобы пройти все испытания и плыть дальше. Итак«Объяснялки». Правильный ответ - 1 медаль.

1. Почему рельеф Земли очень разнообразный?

2. Почему атмосферные осадки на Земле распределяются неравномерно?

3. Как вы понимаете утверждение: «Солнце - вот что движет воды океана»?

4. Что называется географической оболочкой? Почему называется лито-, атмо-, гидро-, био-?

5. Почему Землю называют уникальной планетой?

Задание 3. «Найди лишнее слово»

Учитель: Ребята, помните, посередине Атлантического океана протянулся гигантский хребет. Наш корабль наскочил на мель. Для нашего спасения придётся потрудиться, надо справиться ещё с одним заданием. В каждой строчке есть лишнее слово, необходимо его найти и объяснить,почему оно является лишним.

1. Муссоны, бризы, пассаты, цунами, западные.

2. Китайцы, японцы, монголы, граниты, туркмены.

3. Река, море, залив, пролив, океан.

4. Вашингтон, Москва, Сидней, Лондон, Париж.

5. Кавказ, Алтай, Кордильеры, Гималаи, Сахара, Анды.

Задание 4. «Умозаключение». «Тест»

Учитель: Для того, чтобы правильно сманеврировать, я должна быть уверена в ваших знаниях и умениях. Предлагаю вам следующее задание. Мне необходимо 4 самых смелых юнги.Подумайте над этими записями и сделайте своё умозаключение. Время на выполнение - 6 мин.Остальным необходимо пройти квалификационный тест юного моряка. Время - 6 мин., раздаточный материал на партах уч-ся.(Приложение )

Квалификационный тест юного моряка 7 класса.

Фамилия, имя______________________________

Из нижеперечисленных вариантов ответов выбери правильные и обведи их кружком.

1. Земная поверхность правильно изображена на:

а) глобусе; б) физической карте; в)политической карте.

2. Позже всех были открыты материки:

а) Африка и Австралия; б) Австралия и Антарктида; в) Америка и Антарктида.

3. От поясов высокого давления к экватору дуют ветры:

а) муссоны; б) пассаты; в) бризы.

4. В основании Восточно-Европейской равнины лежит:

а) платформа; б) складчатые пояса.

5. Пограничные области между литосферными плитами называют:

а) платформами; б) сейсмическими поясами; в) плитами.

а) экваториальных; б) арктических; в) тропических.

7. Наибольшее количество осадков выпадает:

а) на экваторе; б) на полюсах; в) тропиках.

8. При движении от полюсов к экватору температура поверхностных вод Мирового океана:

а) понижается; б) не изменяется; в) повышается.

Учитель вывешивает таблицу с правильными ответами, учащиеся выполняют самопроверку.

Учитель: Поднимите руки, те, у кого нет ошибок.

Задание 5. «Самое-самое»

Учитель: Путешествуя, мы побывали в различных уголках нашей планеты. А теперь давайте посмотрим, что же «самое-самое»встретилось нам на пути? Необходимо не только назвать, но и показать на карте.

1. Самый большой океан Земли? (Тихий)

2. Самые высокие горы мира? (Гималаи)

4. Самый большой полуостров мира? (п-в Аравия)

5. Самый высокий водопад Земли? (Анхель)

6. Самое глубокое озеро мира? (Байкал)

7. Самое солёное море мира? (Красное)

8. Самый маленький океан Земли? (Северный Ледовитый)

9. Самый большой остров Земли? (Гренландия)

10. Самый большой по площади материк? (Евразия)

Задание 6. «Прибор»

Учитель: Во время путешествия по Тихому океану нас застиг в пути шторм, с полок попадали и перепутались приборы. Помогите всё привести в соответствие, установите соответствие приборов и элементов погоды. Кто самый смелый, помогите мне скорей.

Запись на доске:

А) Барометр 1. Температура.
Б) Осадкомер2. Скорость ветра.
В) Термометр 3. Количество осадков.
Г) Флюгер 4. Направление ветра.
Д) Гигрометр 5. Атмосферное давление.
6. Влажность воздуха.

Время на выполнение - 3 мин.

3. Подведение итогов

Учитель: Итак, наш корабль «Природа Земли» подошёл к конечной точке нашего пути.Подведём итоги нашего плавания. Поднимите руки те, у кого больше всего медалей? Кто же получает почётный орден моряка?

Литература :

1. Коринская В.А. и др. География материков и океанов: Учебник для VII класса общеобразовательных учреждений. - М.: «Дрофа». 2002.

2. Пятунин В.Б. «Контрольные и проверочные работы по географии». М.: «Дрофа», 2000.

3. Пятунин В.Б. «Проверка и оценка результатов обучения географии: Метод. Пособие. - М.: ООО «Издательство АСТ», 2003.

4. Я иду на урок географии: физическая география материков и океанов. (под ред. К.С. Лазаревича. - М.: Издательство «первое сентября», 2000. - 272 с.

Технологическая карта. 7 класс. Раздел I. Главные особенности природы Земли. Тема I. ЛИТОСФЕРА И РЕЛЬЕФ ЗЕМЛИ. Тема урока Литосфера. Земная кора. Цели и задачи урока - разобрать с учащимися новые термины, понятия и определения; - продолжить формирование знаний о строении литосферы; - познакомить учащихся с особенностями формирования, строения и развития земной коры; - дать представление о теориях происхождения Земли и развития земной коры /теория дрейфа континентов и литосферных плит /; - продолжить формирование умения работать с географическими картами Учебно- наглядный комплекс Физическая карта полушарий, карта строения земной коры, коллекции горных пород и минералов, контуры современных материков, позволяющие моделировать их движение; схемы, картины и др. -проблемное изложение гипотез происхождения Земли; -знакомство с новыми терминами, понятиями и определениями; -беседа: формирование знаний об особенностях строения различных участков земной коры, об устойчивых платформах и подвижных /сейсмических/ участках земной коры; -рассказ учителя о сущности гипотезы дрейфа материков и теории литосферных плит; -практическая работа с новыми источниками информации – тектонической картой и схемой для формирования представления о сущности теории литосферных плит. Формы проведения урока. Термины и понятия Рельеф Земли. - вспомнить уже известные и разобрать новые термины и понятия; - продолжить формирование знаний о литосфере и рельефе Земли; - обосновать причины разнообразия рельефа Земли как результат взаимодействия внешних и внутренних сил; - разобрать особенности размещения крупных форм рельефа по земной поверхности; - продолжить формирование умения работать с географическими картами. Карты мира – физическая и тектоническая, картины, таблицы, справочно-информационный материал и др. -беседа: формирование знаний о внешних и внутренних причинах, меняющих рельеф Земли; -самостоятельная работа учащихся с текстом учебника и справочно-информационным материалом к уроку; -закрепление новых понятий, терминов и их определений; -определение особенностей расположения крупных форм рельефа на поверхности Земли; -практическая работа с контурной картой и картами атласа "Выявление зависимости форм рельефа Земли от ее внутреннего строения". Гипотеза, земная кора /материковая и океаническая/, гипотеза Рельеф, медленные вертикальные перемещения, дрейфа материков, теория литосферных плит, литосферные плиты, горизонтальные движения, внутренние и внешние срединно-океанические хребты, глубоководные желоба, процессы формирования рельефа. платформы, сейсмические пояса, гидротермы. Географические объекты Исчезнувшие океаны и моря: Тетис, Пангея, Лавразия и Гондвана. Плиты: Евразийская, Индо-Австралийская, Северо-Американская, Южно-Американская, Африканская, Тихоокеанская, Антарктическая; Курильский желоб, Японские острова, Анды, Гималаи, Средиземное море. Имена А.Вегенер, О.Ю.Шмидт Кордильеры, Бразильское плоскогорье, Амазонская низменность, Восточно-Африканское плоскогорье, Восточно-Европейская равнина, Среднесибирское плоскогорье, плоскогорье Декан, Аппалачи, Уральские горы, Альпы, Кавказ. Справочно-информационный материал Основные геологические теории /современные и исторические/. Теория Нептунизм Плутонизм Теория контракции Фиксизм Кто и когда предложил А.Вернер, немецкий геолог, 1870-е гг. Д.Геттон, шотландский геолог, 1795г. Ж. Эли де Бомон, Французский геолог, 1852 г. Мобилизм /дрейф материка/ А.Вегенер, немецкий геолог, 1912 г. Теория тектоники литосферных плит Середина ХХ в. Сущность теории Значение теории Все горные породы Земли произошли из Развивает исторический подход к изучению Земли. вод первичного Мирового океана. Ведущую роль в геологическом прошлом Представляет Землю как систему, находящуюся в Земли играли внутренние силы. динамическом, подвижном равновесии. Так как Земля остывает и уменьшается в объеме, земная кора сминается в складки. Решающую роль в развитии Земли имели вертикальные тектонические движения; горизонтальных почти не было Большие участки земной коры совершают горизонтальные перемещения Плиты перемещаются по астеносфере в горизонтальном направлении за счет поступления вещества мантии Объясняет процессы складкообразования Обосновывает неизменность положения материков на поверхности Земли Объясняет динамику развития земной коры и рельефа Развивает теорию дрейфа материков Справочно-информационный материал Внутренние и внешние процессы, формирующие земную кору. Вид процесса Проявление в рельефе Сущность процесса I. Внутренние /эндогенные/ 1.Тектонические движения Образование гор, равнин, желобов срединных хребтов Сочетание вертикальных и горизонтальных движений литосферы, появление складок и разломов 2.Землетрясения Образование трещин, сдвигов, оползней Толчки и колебания поверхности, вызванные разрывами и смещениями в литосфере 3. Вулканизм II. Внешние /экзогенные/ 1. Выветривание Образование вулканов, лавовых покровов Излияния магмы на поверхность Земли Образование осыпей, "каменных рек" Разрушение горных пород 2. Действие ветра Образование песчаных гряд, барханов, дюн Перенос ветром рыхлых отложений 3. Действие воды Образование оврагов, балок, дельт рек, морен, оползней Перенос или размыв пород водой Вопросы для проверки знаний по теме "Литосфера и рельеф земли". 1. Определите соответствие между тектонической структурой и формой рельефа. Обозначьте пару цифрой и буквой. 1- Восточно-Евопейская равнина 2- Среднесибирское плоскогорье 3- Амазонская низменность 4- Великие равнины 5- Анды 6- Гималаи 7- Альпы 8- Курильский желоб 9- Перуанский желоб 10- Эфиопское нагорье а- Тихоокеанский сейсмический пояс б- Африкано-Аравийская платформа в- Русская платформа г- Альпийско-Гималайский сейсмический пояс д- Сибирская платформа е- Северо-Американская платформа ж- Южно-Американская платформа 2. Определите, какие из указанных объектов относятся к горам, а какие – к равнинам? 1- Альпы 6- Великая Китайская 2- Тибет 7- Гималаи а - равнины 3- Среднерусская 8- Скандинавские б - горы 4- Анды 9- Кавказские 5- Аравийское 10- Среднесибирское 3. Укажите характеристику срединно-океанических хребтов: а- мощные поднятия на дне океанов; б- протягиваются вдоль всех океанов; в- соединяются друг с другом; г- общая протяженность 75 тыс.км; д- являются центральной частью литосферных плит; е- сопровождаются глубокими разломами. 4. К чему привело сближение Евразийской, Аравийской и Индостанской литосферных плит? а- возникло Армянское нагорье и Кавказ; б- уничтожен древний океан Тетис; в- возникло высочайшее в мире нагорье Тибет; г- возникли горные цепи Гималаев, Памира и Каракорума. 5. Какие из следующих литосферных плит входят в состав современного материка Евразии? а- Австралийская б- Антарктическая в- Евроазиатская г- Аравийская д- Индостанская 6. Установите соответствие между платформами и формами рельефа. 1- Южно-Американская а- плоскогорье Декан 2- Индийская б- Центральные равнины 3- Китайско-Корейская в- Русская равнина 4- Восточно-Европейская г- Амазонская низм., Бразильское плоскогорье 5- Сибирская д- Великая Китайская равнина 6- Северо-Американская е- Среднесибирское плоскогорье 7. Установите взаимосвязь между возрастом и высотой горных стран: 1- Анды от 30 млн. лет до наст.времени 2- Аппалачи от 460 млн. лет до 230 млн. лет 3- Кордильеры от 160 млн. лет до 70 млн. лет а- 1000-3000 м б- более 5000 м в- 500-1000 м Практическая работа на контурной карте Выявление зависимости форм рельефа от внутреннего строения Земли. Цель работы: - продолжить работу по изучению карты мира; - научить сравнивать информацию карт разного содержания; - выявить зависимость рельефа от внтреннего строения Земли. Ход работы: 1. Подпишите самые крупные платформы /красным цветом/, используя карту в атласе "Строение земной коры". 2. Согласно "Физической карте мира", подпишите равнинные формы рельефа- низменности, равнины, плоскогорья /зеленым цветом/. 3. Сделайте вывод, зависят ли равнинные формы рельефа от внутреннего строения земной коры и как? 4. Создайте самостоятельно условные знаки и покажите на карте зависимость от строения Земли таких форм рельефа как горы. Сделайте вывод.

© uo-fobos.ru, 2024
Бесплатные юридические консультации