Мария владимирская святая. Мария владимирская, православная святая

20.01.2024

Беседа с настоятелем храма преподобной Евфросинии, великой княгини Московской, в Котловке г. Москвы иеромонахом Клавдианом (Сафоновым).

Тема нашей сегодняшней программы - круглый стол, прошедший 22 июня в храме Евфросинии Московской и посвященный интересной святой, которая пока, наверное, еще мало известна нашим зрителям; может быть, мало известна и москвичам. Тем не менее потихонечку узнавание есть - о благоверной княгине Марии Ясыне Владимирской, супруге Всеволода Большое Гнездо.

Батюшка, скажите, чем обусловлен интерес к этой святой именно со стороны вашего храма?

Преподобная Мария Ясыня, конечно, непосредственно связана со святой Евфросинией, великой княгиней Московской, поскольку она была праматерью великого княжеского рода, и в шестом поколении преподобная Евфросиния Московская и князь Дмитрий Донской, ее супруг, были ее потомками. Поэтому так сложилось, что в храме преподобной Евфросинии Московской почитают память пока еще местночтимой во Владимирской епархии великой княгини Марии Ясыни. Традиционно прихожане празднуют память, совершают богослужение, паломничают, ездят в Княгинин монастырь, где сохранились мощи преподобной Марии Ясыни. Фонд имени великой княгини Евдокии Московской, работающий при нашем храме, регулярно проводит конференции. Конференция, которая прошла, - это, так сказать, некое продолжение популяризации и освещение подвига этой святой уже в общественном пространстве. Конференция была очень интересной; по масштабам не очень большой, в рамках круглого стола...

- Уникальные были люди, докладчики.

Действительно, нам удалось пригласить очень значимых людей, историков, которые занимаются этой проблемой, занимаются Древней Русью, скрупулезно изучают все летописи, источники. Мы попросили сделать краткие доклады, посвященные той или иной теме, связанной с памятью Марии Ясыни, ее потомков - князя Александра Невского, Даниила Московского, и обсудили дальнейшие, уже более широкие конференции, посвященные памяти этой святой. Конечно, нам это очень приятно, потому что интерес к этой святой возрастает, и мы хотели бы продолжать такие встречи. Обязательно выпустим сборник со статьями историков Института российской истории, которые выступали, и археологов Кремля, которые тоже присутствовали на круглом столе. Поэтому мы продолжаем традицию почитания этой святой в нашем храме.

- Директор Института российской истории был, наверно, гвоздем программы этого круглого стола. Все-таки интерес такого уровня ученого и администратора говорит о многом; о том, что действительно эта святая начала вызывать более широкий интерес, чем это было раньше.

Мария Ясыня была матерью двенадцати человек; у них со Всеволодом было двенадцать детей, за что, собственно, его и прозвали Большое Гнездо. Она приехала, как полагают историки, из Алании - это территория современного Кавказа, ближе к Северной Осетии. Сейчас есть некоторые недоумения, и они почему-то бывают даже неким камнем преткновения, относительно ее национальности: она была аланкой или чешкой. Ваше отношение к ее национальности и к тому, что происходит?

Да, историки изучают и иногда поднимают вопрос ее происхождения. Конечно, для Церкви и для церковного почитания это не так важно, потому что христианство - это все-таки то, что нас объединяет во Иисусе Христе, Господе нашем. Национальность является просто некой особенностью личности человека, его корней, его культуры. В свое время был затронут вопрос изучения останков Марии Ясыни, ученые на очень высоком уровне провели экспертизы, сейчас результаты этих экспертиз еще изучаются. Есть материалы, посвященные анализу останков и сравнению их с останками людей Древней Руси и других регионов Европы и как раз Алании. С точки зрения обыденного человеческого интереса, конечно, интересно уточнить ее происхождение, но это не так важно. Мы, конечно, рады, когда ученые высказывают свои предположения, версии, но ни в коем разе мы не хотим настаивать на какой-то одной из них, мы просто руководствуемся докладами и работой ученых.

Сейчас на уровне правительства города Москвы подготавливаются празднования 1100-летия со дня крещения Алании, и эта конференция как бы включена в подготовку к празднованию, но мы не заостряем внимание на том, чтобы обязательно сейчас какую-то версию утвердить. Поэтому не нужно думать, что национальный вопрос мы поднимаем сейчас так остро и что это является важной частью докладов, - нет, мы просто констатируем факт из выводов, анализов, которые привели ученые, и стараемся избегать каких-то напряженностей. Тем более что регион действительно напряженный. Мы общаемся с представителями осетинской диаспоры и в Москве, и в Осетии и знаем, что есть среди осетин очень горячие почитатели этой святой. Заложен храм в честь Александра Невского и Марии Ясыни, и мы считаем, что было бы правильно просто поддерживать дружеские связи, тем более если есть такая версия, что нас объединяет память и история этой святой.

- Александр Невский был ее внуком, соответственно - Даниил Московский, хозяин Москвы, ее правнуком. То есть самое прямое потомство; от нее пошла московская ветвь, что называется.

Когда мы говорим о наших святых, правителях Москвы великокняжеского рода, мы просто тем самым повышаем интерес к нашей истории, к нашим предкам. Причем примеры их жизни являются образцом и христианской жизни, и супружеских отношений, и служения Отечеству, и перенесения различных невзгод, тревог, скорбей (татарского ига и разных междоусобиц среди князей, которые были в то время). То есть это люди, которые обладали большим ресурсом веры, нравственности, ответственности перед Родиной, перед страной, перед территориями, которые они получили в наследство. Поэтому, изучая все это, мы соприкасаемся с великой русской культурой, с великим путем истории Российского государства. Мне кажется, это полезно для всех современников, кто соприкасается с этими материалами.

Вообще женщинам в русской истории не очень-то повезло в том смысле, что в летописях о них мало что говорится; это правда. То есть буквально по крупицам приходится собирать сведения о той или иной представительнице великокняжеского или княжеского рода. И даже о святых. Приходится копаться во всевозможных источниках, чтобы хоть что-то найти.

Марии Ясыне в этом смысле больше повезло - о ней писали летописи, о ней писали и Карамзин, и Татищев, и более поздние историки. Евдокия Московская (Евфросиния) принесла почитание ее в Москву. Рассуждая сейчас, в XXI веке, об этой женщине, которая жила в XIII веке, мы себе представляем образ хорошей, доброй христианки, благотворительницы, устроительницы храмов, Княгининого монастыря. А в чем же все-таки заключается суть ее святости? Скажут: мук-то не понесла... В общем-то, время было тяжелое, но еще не было татаро-монгольского нашествия. Была междоусобица XV века между князьями, потомками Дмитрия Донского, но это не гражданская война… Да, воевали, но еще ожесточения, наверное, не было. И все-таки она практически тогда же была внесена в святцы владимирских святых...

Прежде всего это ее преданность воле Божией и несение того креста, который ей Господь давал в жизни, с полной уверенностью в том, что это есть путь к спасению. Плоды этих страданий, этого пути вроде бы невзрачны, как кажется, но плоды являются именно в свойствах души человека, в стяжании качеств божественной любви, терпения, смирения, веры. Ее отношение к тому, что происходило вокруг, ее образ служения, преданности мужу, преданности тем идеалам, на которых она была воспитана, наверно, послужили тому, чтобы она стяжала именно благодать Святого Духа. Ее праведная кончина убедила многих в том, что она поистине святой человек, и впоследствии не случайно народ стал ее почитать как святую сразу после кончины, зная о ее добродетельной жизни, несмотря на то, что она претерпела очень много скорбей.

Свидетельства о святости складываются постепенно. Конечно, народ почитает ее как святую, помня о христианских свойствах ее души. Это именно та цель, о которой говорил преподобный Серафим Саровский, что совершенство в духовной жизни, или святость, заключается в обильном стяжании благодати Святого Духа. И чудотворения после кончины подтверждают, что этот святой (или святая) был сосудом благодати Святого Духа: Дух Святой действует и в останках этого человека, который стяжал эту благодать. Поэтому почитание ее сразу после кончины свидетельствует о том, что народ подтверждает образ ее добродетельной жизни.

Семнадцать святых в потомках Марии Ясыни! В том числе и основательница Вознесенского монастыря в Московском Кремле - благоверная княгиня Евдокия, в иночестве Евфросиния Московская, прославленная московская, русская, общероссийская святая. С Вашей точки зрения, чем был вызван такой интерес у Евдокии к Марии Ясыне? Многие историки, в частности Морозова Людмила Евгеньевна, доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института российской истории, прямо утверждают, что именно Евдокия Московская принесла в Москву почитание, интерес к этой святой, ее прапрабабке.

Прежде всего, она сама происходила из Суздаля, поэтому, несомненно, была и в Княгинином монастыре и, скорее всего, не могла не знать о своей прапрабабке. Более того, мы видим некую параллель в подражании Марии Ясыне со стороны Евдокии: она тоже была матерью двенадцати детей, тоже мечтала о том, чтобы закончить свою жизнь в святой обители, что и сделала.

И незадолго до смерти обе - и Мария Ясыня, и Евдокия - приняли постриг. То есть они в миру все время оставались, это удивительно.

Также она заложила Вознесенскую обитель в Кремле, тоже как усыпальницу великокняжеской четы. В подражание своей прапрабабке она и сама явила образ добродетельной христианки, матери, супруги и правительницы, патриота Москвы. Поэтому тут, несомненно, прослеживается взаимное проникновение судеб этих личностей. И, наверное, такая версия правильная, именно так и было.

Отец Клавдиан, мне еще хотелось бы расспросить Вас о том празднике, который проходил в начале июня. Мы, к сожалению, встретились поздновато, тем не менее телеканал показывал этот праздник и праздничное богослужение 1 и 2 июня. Пожалуйста, расскажите об этом нашим телезрителям. Кто захочет узнать более подробно, зайдет на сайт и посмотрит, что это было. Но, с моей точки зрения, это было очень интересно.

Да, мы благодарим всех участников и организаторов этого праздника. Мы традиционно стараемся проводить 1 июня, в день памяти преподобной Евфросинии Московской и Дмитрия Донского, торжественные богослужения и народные гулянья. В этом году мы разделили этот праздник на два дня; в связи с тем, что народные гулянья целесообразнее было провести в выходные дни, чтобы дать возможность прийти на них детворе вместе с родителями. Мы хотели, чтобы это был и семейный праздник, потому что образ Евфросинии и Дмитрия является образцом христианской семьи. Традиционно мы проводим награждение орденом Евдокии Московской матушек, священнослужителей и жителей нашего района, города, для того чтобы поощрить их труды по воспитанию детей. У нас есть супруги священнослужителей, которые, будучи еще молодыми, воспитывают уже и по пять, и по шесть детей, причем с очень большими успехами - дети получают различные награды, участвуют в фестивалях. Поэтому мы стараемся заложить эту традицию: ежегодно показывать примеры современных семей для всех жителей Москвы, чтобы все тоже имели направленное стремление к воплощению этого образа в своей семье.

Служил службу наш викарный архиерей, епископ Дмитровский Феофилакт с духовенством. Затем была концертная программа, выступал замечательный коллектив - ансамбль народных инструментов имени Людмилы Зыкиной. Прекрасная музыка, живое исполнение, были и солисты. Затем выступили воспитанники музыкальной школы 626-й имени Н.И. Сац, которая находится рядом с храмом; были танцевальные номера. Мы провели целый ряд мастер-классов для детишек, древнерусские забавы. Постарались накормить всех вкусными пирожками и кашей. Совместно и с руководством города, и с нашими попечителями провели вот такое торжество. Мы хотели бы, чтобы наши телезрители знали о том, что мы ежегодно проводим такой праздник и всегда рады всем гостям, всем участникам, поэтому милости просим в нем поучаствовать.

Хотя память Евдокии Московской совершается несколько раз в году, просто 1 июня - это День защиты детей. И родительского счастья. Поэтому мы хотели бы именно этот праздник сделать общественным, широкого масштаба. А на день памяти Евдокии Московской мы уже совершаем более келейное приходское богослужение, тоже приглашаем архиерея.

Да, 30 мая, в день пострига Евфросинии Московской. И еще 20 июля день ее памяти, в собор радонежских святых.

Получается, что у нашей святой вообще очень много дней памяти, но они все приходятся на лето. Можно ведь сюда присовокупить еще и 28 мая - этот день пока никак не обозначен в календаре, тем не менее это день, когда были обретены ее мощи и перенесены в придел мученика Уара Архангельского собора Московского Кремля.

Но это уже наши дни.

- Да, это день памяти царевича Димитрия . В общем-то, я знаю, что у многих святых отмечается день перенесения мощей. Так что если брать 28 мая и собор радонежских святых, то получится, по-моему, пять праздников у Евдокии Московской.

Да. Мы, конечно, стараемся праздновать и на приходе, и решаемся, просим (и нам дают такую возможность) приехать в Кремль, чтобы поклониться мощам преподобной Евфросинии Московской в день ее памяти 20 июля. В этот день будет архиерейская служба в Кремле, и мы хотели бы поучаствовать в ней. Уже традиционно, ежегодно вместе с приходом, с попечительским советом и фондом мы приезжаем, чтобы поклониться и помолиться непосредственно у мощей преподобной Евфросинии Московской.

Сейчас и Святейший Патриарх очень много говорит, и власти наши, слава Богу, начинают больше думать о семье. Потому что, увы, велико количество разводов в России, статистика просто безжалостна, совершенно ужасающие цифры: чуть ли не 7-8 разводов из 10 браков. С Вашей точки зрения, сейчас, может быть, устарел образ Евдокии и Дмитрия?

Я недавно снимала фильм в Коломне об Успенском соборе, который построил Дмитрий Донской, о храме Воскресения Словущего, где они венчались. Они венчались в Коломне, Дмитрию было 16 лет, Евдокии -12 (некоторые говорят - 13) лет. С нашей точки зрения - совсем маленькие, по тем меркам - уже взрослые... Они венчались в 1366 или 1367 году, это XIV век. Иногда мне говорят: «Слушайте, в XIV веке по-другому и быть не могло! Тогда разводов практически не было, все было очень жестко со стороны Церкви, попробуй разведись! А вы нам предлагаете Дмитрия, Евдокию, Марию Ясыню, Всеволода Большое Гнездо, Петра и Февронию... Что вы все вспоминаете какие-то глухие времена?..»

С Вашей точки зрения, устарели эти образы? Может быть, уже надо что-то другое молодежи предъявлять? Или как?

Смотря о чем мы говорим. Возможно, устарел исторический контекст или обстановка, в которой они жили. Может быть, нам трудно понять напряженность общества, их нравы. Но мы же рассматриваем именно образ христианина, христианки, мы понимаем, что путь христианина заключается в подражании Спасителю и шествии по Его крестному пути. Поэтому христианство никогда не устаревает. Мы говорим именно о том, что душа, которая приобретает свойства Христовы, уже находится вне какой-то обстановки, даже вне исторических срезов жизни, и она может быть выше всех невзгод, испытаний, которые даются нам в нашем историческом контексте. Поэтому мы как раз не копаемся в каких-то тонкостях Древней Руси, взаимоотношений в обществе. Конечно, бывает, удивляешься, что внутри каких-то малых городов строили огромные монастырские стены, целые крепости; кажется - ради чего? Конечно, были междоусобицы, были какие-то непримиримые войны даже среди братьев, но мы рассматриваем образ христианской души, добродетели людей, которые несли свет Христов. Поэтому они актуальны всегда.

Спасибо большое. Я попросила бы Вас в оставшееся малое время рассказать более подробно о том, что будет 20 июля, во сколько начнется служба, и пригласить телезрителей в храм.

Служба будет проходить у нас в храме по расписанию в 9:00 часов; мы будем служить соборно в этот праздник. Храм преподобной Евфросинии Московской находится на Нахимовском проспекте, дом 8. Но часть духовенства будет участвовать в архиерейском богослужении в Кремле.

Тем не менее служба 20 июля в храме будет. Потому что многие прихожане любят приезжать именно в день ее памяти. Крестный ход, наверное, будет?

Да, конечно. Поэтому мы всех ждем, приглашаем. Память преподобной Евфросинии Московской чтится, и мы надеемся, что ее образ станет еще более известным и всем нашим горожанам, и по всему миру.

Записала Нина Кирсанова

Небольшая особенность Владимирской иконы: это единственное изображение, на котором видна стопа Иисуса.

Образ Богоматери для православного мира - один из главных. Его ставят наряду со Святой Троицей, Святым Духом и Спасителем. Богородица - заступница, наставительница для каждого отдельного христианина и всей страны целиком.

Иконы Богоматери можно встретить в каждой церкви, каждом жилище православного. Через них она проявляет свою волю, внимает молящимся, помогает. Одно из наиболее почитаемых изображений - Владимирское. Оно фигурирует в важных исторических событиях России. Икона исцелила множество людей от недугов, с которыми не способна справиться современная медицина.

История Владимирской иконы Богоматери очень интересна, но не менее интересно её описание, данное искусствоведами, иконографами и учеными. Она является ярким образцом Византийской живописи XII века, имеет неповторимые черты.

Описание

На Владимирской иконе Дева Мария изображена в темно-красном одеянии. На руках - младенец Спаситель. На его одежде есть небольшая зеленая полоса - клав, символ царской власти. Фон - золотой. По бокам нанесены монограммы.

Иконографический тип иконы - «Умиление». Специалисты по иконописи утверждают, что она сделана в Византии. Предположительное время создания - XI-XII век. Изображение является ярким примером перемен в искусстве той местности. Художники, иконописцы отошли от нарочитой графичности, перестали противопоставлять линии объему. Характерны слабые, почти невидимые мазки, которые создают ощущение нерукотворности святыни. Линии - плавные, вытекающие одна из другой.

Тип «Умиление» характерен способом изображения Богоматери и Младенца Спасителя. Дева Мария держит Иисуса на руках, голова склонена к нему. Маленький Спаситель прижимается своей щекой к щеке матери. Распространенно мнение, что именно такое изображение пользовалось особым почетом в Константинополе. Тип сформировался в XI–XII веках нашей эры. Иконы «Умиление» обладают многогранным символизмом.

Символизм

«Умиление» можно интерпретировать по-разному. С одной стороны, оно символизирует жертву, приносимую матерью ради всего человечества. Каждая ли мать готова отдать своего ребенка на муки, чтобы спасти кого бы то ни было? Жертва Девы Марии безгранична. Она знала, что Сын Божий проживет нелегкую земную жизнь. Поэтому её душевные терзания можно сравнить со всей болью, которую испытал её сын.

Также иконы «Умиление» - символ материнской любови. Богородица является общей матерью всех христиан, она защищает нас, помогает в трудные моменты, заступается перед Отцом-Господом за каждого.

Появление святыни на Руси и первые чудеса

Данная икона написана предположительно в XII веке. Согласно приданию, это список с изображения, сделанного Лукой при жизни Девы Марии. Холстом послужила столешница от стола, за которым обедал Спаситель с Иосифом и своей матерью. В V веке эта икона попала в Константинополь, а почти через 700 лет священнослужитель Лука сделал с неё список и отправил в дар Юрию Долгорукому.

Сын Юрия, Андрей Боголюбский, отправился со святыней на другой конец страны, чтобы основать там независимое от Киева царство. Проездом он был во Владимире. И здесь икона впервые проявила себя, как чудотворная. Не успел Андрей отдалиться от города, как кони встали, как вкопанные. Никто не мог сдвинуть их с места. Тогда заменили лошадей, но и эти отказывались отдаляться от Владимира. Юрий понял, что это знак, и начал усердно молиться. Ему явилась Божья Матерь, которая сказала, что место иконы - в этом городе. Для неё было велено построить храм. Князь повиновался. С тех пор икона стала называться Владимирской.

Сотворенные чудеса

Владимирская икона с момента появления на Руси почиталась всеми слоями населения - от крестьян до князей. История знает минимум 3 случая, когда через святыню Дева Мария несколько раз изъявляла свою волю, миловала целые города, защищая их от погибели.

Кратко о трех самых известных чудесах:

  • Спасение от хана Мехмета. В 1521 году татарский предводитель собирался захватить Москву, собрал для этого многочисленное войско. Все православное население, епископы и правление молилось перед иконой Божьей Матери. В итоге она спасла город, явившись Мехмету во сне с огромным войском. Он испугался этого знака и отступил.
  • Спасение от хана Ахмата. Противостояние было выиграно не начавшись. Ахмат привел войска к реке Угре и ждал действий от противоположной стороны. Князь не повел воинов в наступление, а занял удобные позиции. Побоявшись ловушки, враг отступил. Перед этим одной благочестивой монахине во сне явилась Божья Мать, показав, что нельзя выносить икону за пределы города. Хан отступил после того, как остановили епископов, собиравшихся это сделать, прочли искреннюю молитву.
  • Спасение от хана Тамерлана. Он отступил, увидев Богородицу в своем сне.

В честь каждого из этих чудес устраиваются празднования иконы.

Откликалась Божья Матерь и на молитвы простых людей. Многих она исцелила от болезней, которые не способна победить медицина: слепота, пороки сердца, рак.

Чудотворные списки

Отличительная особенность Волоколамской иконы - изображение святителей Киприана и Геронтия, с которыми связано прибытие святыни в Москву

  • Волоколамский список с иконы Богородицы находится в Московском Успенском соборе. В 1572 году её привезли из Звенигорода в монастырь Иосифа Волоцкого. Святители Киприан и Леонид сыграли важную роль в судьбе Владимирской святыни, поэтому были удостоены попасть на её список. Первый перевез икону из Владимира в Москву. При втором она окончательно укрепилась в столице, было решено оставить её здесь если не навсегда, то на очень продолжительное время. В 1588 году Волоколамской святыне посвятили церковь, а после перенесли её в Успенский собор. Святыня считается чудотворной.
  • Селигерский список. Принадлежал преподобному Нилу Столбенскому, который жил у озера Селигер, на острове Столбном. Хранится рядом с его мощами. При жизни священнослужителя пытались ограбить: войдя в его келию, преступники увидели лишь икону. И сразу же ослепли - Господь защитил Нила, покарав злоумышленников. Они раскаялись, начали слезно просить преподобного о прощении. Простив их, Столбный помолился Господу о прощении мужчин. К ним вернулось зрение.

На Селигерской иконе Младенец изображен справа от Девы Марии.

Владимирской иконе чаще всего молятся о спасении души, наставлении на истинный путь, о защите детей. Божья Матерь готова защитить каждого, кто обратился к ней в искренней молитве. Были случаи, когда она помогала даже иноверцам.

Благоверная великая княгиня Мария Владимирска. Икона начала XXI в.


Благоверная великая княгиня Мария Владимирская , в монашестве Марфа, родилась в городе Маас – столице православной Алании (Северный Кавказ), аланская княжна.

Известна как княжна Мария Шваровна.

  • В некоторых источниках ошибочно считается Моравской княжной.
  • Есть сведения, что в раннем возрасте она осталась сиротой и росла в родственной семье владимиро-волынского князя.
  • В 1174 году - была повенчана с великим князем Всеволодом Юрьевичем (Георгиевичем)
  • В браке родила 12 детей, из которых 4 (Константин, Юрий (Георгий), Ярослав, Святослав) в дальнейшем были Великими князьями Владимирскими.
  • В деле устроения и управления великим княжеством на долю супруги великого князя приходились дела благотворительности, и великая княгиня Мария выполняла их с истинно христианской любовью и ревностью. Она была не только добра, но преизлиха добра до всех. В «Истории Российской с древнейших времен» В.Н. Татищева говорится, что после пожара 1185 года, когда, по выражению летописца, погоре бо мало не весь город и церквий числом 30 и 2 и соборныя церкви Святыя Богородицы золотоверхая, юже бе украсил благоверный князь Андрей, тогда и великокняжеский дворец послужил жертвой пламени; Великий князь немедленно озаботился возобновлением святых церквей и раздачей неимущим погорельцам на построение жилищ из собственнаго имения, княгиня же преимущественно убогим раздавала, хотя уборы ея богатые едва не все погорели.
  • С рождением в 1198 последнего сына, Иоанна, святая княгиня впал в тяжкую болезнь. По свидетельству Степенной книги и Жития сына княгини Марии святого благоверного князя Георгия Всеволодовича , великая княгиня лежала в немощи семь лет и никакого слова хульного не произнесла. Она с благодарностью и терпением переносила свои страдания, молилась и часто вспоминала слова праведного Иова: если мы могли благое принять от руки Господни, то неужели не стерпим злаго (ср.: Иов. 2, 10). Великая княгиня черпала силы и утешение в воспоминаниях с страданиях Господних. Во время болезни окончательно утвердилось её желание принять монашество и приготовить себе место для вечного упокоения, основав для этого первый во Владимире женский монастырь.
  • В 1200 году по её настоянию в г. Владимире был заложен Успенский монастырь, который стал называться в дальнейшем в её честь Успенским (Княгининым) монастырём. Благодаря её стараниям и покровительству обитель быстро строилась и развивалась.
  • В 1205 году великая княгиня решила проститься с миром и переселиться во вновь устроенную обитель. И проводи ю, великую княгиню. сказано в летописи, великий князь Всеволод сам со многими слезами, сын ея Георгий и дщи ея Всеслава...Ту бысть епископ Иоанн, и игумени вси и чернецы и черницы и весь народ, проводиша со слезами многими. Эти проводы начались из придворного храма великомученика Димитрия, который служил местом молитвы великого князя, а особенно его болезненной супруги. Этот храм бьп ближайшим свидетелем прощания великой княгини со всем мирским, перед отшествием ее на подвиг иноческий. Здесь ожидали последнего жизни выхода ее из великокняжеского дворца епископ Иоанн, духовенство и народ, и вознесена была напутственная молитва Господу Богу для отходившей в Успенскую новооснованную обитель княгини.
  • Святая приняла постриг. Троицкая летопись: «В 1206 году 2 марта пострижеся великая княгиня Мария в монашеский чин в монастыре Святыя Богородицы, юже сама создала и нарекоша ей имя Мария, в тоже имя крещена быстъ. И проводил ее великий князь Всеволод сам со слезами многими до монастыря Святыя Богородицы и сын его Георгий и дщи его. И быстъ епископ Иоанн, Симон игумен, отец ея духовный, и инии игумены, вси бояре и боярыни и черницы изо всех монастырев и горожане ecu проводиша ее со слезами многими до монастыря, зане была до всех преизлиха добра.»
  • Ушла из жизни 19 марта (1 апреля) 1206 , перед кончиною инокиня Мария приняла схиму с именем Марфа. Погребена была в нише на северной паперти Успенского собора монастыря, но в более позднее время, при строительстве северного придела Успенского храма, гробница оказалась в Благовещенском приделе храма.

С того времени (до перенесения великокняжеского престола в Москву) монастырь служил также усыпальницей великих княгинь и княжон Владимирских.

2012.07.27 вс. кн. Мария Владимирская на памятнике Владимиру Красное Солнышко и свт Феодору


Дети:

  • Сбыслава (Пелагея) (род.26.10.1178);
  • Верхуслава (Антония) (1181-после 1189), с 26.04.1189 замужем за Ростиславом Рюриковичем
  • Константин (1186-1218) - новгородский князь, ростовский князь и великий князь владимирский;
  • Всеслава (ум.после 1206). С 15.06.1187 замужем за Ростиславом Ярославичем сновским;
  • Борис (†1188)
  • Глеб (†1189)
  • Георгий (Юрий) - благоверный великий князь Георгий Всеволодович (1188-1238) - великий князь владимирский
  • Алёна (ум.30.12.1203);
  • Ярослав (1191-1246) - великий князь владимирский;
  • Владимир (1192-1227) - князь стародубский;
  • Святослав - благоверный князь

Каждая эпоха создает свой идеал женской личности. До самых Петровских времен наши благочестивые предки полагали в святости высший смысл всей своей жизни. Потому в допетровской Руси господствует над всеми остальными женскими образами образ постницы, образ иноческого благочестия даже в миру, чистоты и строгости нрава, иноческого освящения всех помышлений и всех поступков, всякого движения душевного и телесного. Мария Шварновна смогла соединить в себе черты этого идеального образа, к которому стремились - и нередко достигали его - благочестивые русские княгини и княжны.


Икона великой княгини Марии Шварновны. Начало XXI в.

Великая княгиня Мария происходила из рода чешской князя Шварна. Известно её чешское княжеское имя -Милослава. В раннем возрасте она осталась сиротой и росла в родственной семье владимиро-волынского князя. Как свидетельствует Троицкая летопись, будущая великая княгиня была воспитана от детского возраста в страхе Божием. В 1174 году она была повенчана с князем Всеволодом и с тех пор обрела на Руси новую родину, близкую ей по духу.

В деле устроения и управления великим княжеством на долю супруги великого князя приходились дела благотворительности, и великая княгиня Мария выполняла их с истинно христианской любовью и ревностью. Она была не только добра, но преизлиха добра до всех. В «Истории Российской с древнейших времен» В.Н. Татищева говорится, что после пожара 1185 года, когда, по выражению летописца, погоре бо мало не весь город и церквий числом 30 и 2 и соборныя церкви Святыя Богородицы золотоверхая, юже бе украсил благоверный князь Андрей, тогда и великокняжеский дворец послужил жертвой пламени; Великий князь немедленно озаботился возобновлением святых церквей и раздачей неимущим погорельцам на построение жилищ из собственнаго имения, княгиня же преимущественно убогим раздавала, хотя уборы ея богатые едва не все погорели.

Мария Шварновна была верной и самоотверженной помощницей своему супругу, чадолюбивой и благочестивой матерью, воспитавшей двенадцать детей, среди них восемь сыновей.

Особое расположение княгиня Мария всегда питала к монашеству. Быть может, это и было ее истинное призвание с самых ранних лет, которое не осуществилось сразу, но всегда жило в ее душе и только обязанности супруги и матери отдаляли момент исполнения этого заветного желания. Горение души любовью к Богу, тайное стремление к монашеской жизни передалось от княгини Марии не только детям, но и внукам и правнукам.

С рождением в 1198 последнего сына, Иоанна, великая княгиня впал в тяжкую болезнь. По свидетельству Степенной книги и Жития сына княгини Марии святого благоверного князя Георгия, великая княгиня лежала в немощи семь лет и никакого слова хульного не произнесла. Она с благодарностью и терпением переносила свои страдания, молилась и часто вспоминала слова праведного Иова: если мы могли благое принять от руки Господни, то неужели не стерпим злаго (ср.: Иов. 2, 10). Великая княгиня черпала силы и утешение в воспоминаниях с страданиях Господних. Во время болезни окончательно утвердилось её желание принять монашество и приготовить себе место для вечного упокоения, основав для этого первый во Владимире женский монастырь.

В 1205 году великая княгиня решила проститься с миром и переселиться во вновь устроенную обитель. И проводи ю, великую княгиню. сказано в летописи, великий князь Всеволод сам со многими слезами, сын ея Георгий и дщи ея Всеслава...Ту бысть епископ Иоанн, и игумени вси и чернецы и черницы и весь народ, проводиша со слезами многими. Эти проводы начались из придворного храма великомученика Димитрия, который служил местом молитвы великого князя, а особенно его болезненной супруги. Этот храм бьп ближайшим свидетелем прощания великой княгини со всем мирским, перед отшествием ее на подвиг иноческий. Здесь ожидали последнего жизни выхода ее из великокняжеского дворца епископ Иоанн, духовенство и народ, и вознесена была напутственная молитва Господу Богу для отходившей в Успенскую новооснованную обитель княгини. Великокняжеский придворный храм навсегда расстался со своей постоянной богомолицей, супругой своего державного основателя. Теперь княгиня возносила свои молитвы в Успенской обители, где позднее она и обрела вечный покой.

Незадолго до этого события княгиня напутствовала старшего сына своего Константина на княжение в Новгород и дала своим детям предсмертное завещательное наставление, исполненное богобоязненности, любви и кротости:

Возлюбленные мои дети! Вот вы видите меня весьма болящую, а вскоре я отойду от сего маловременнаго света ко отцам своим. И так вы, доколе пребудете в суетном житии, первее всего имейте веру и любовь к Богу и Пречистой Его Матери, истинной Богородице, и всею силою потщитесь, страх Божий в себе иметь. Святителям же и пресвитерам и всему священническому чину не стыдитесь главы своей приклонять, так как они служители Самого Бога и Пречистой Богородицы и пастыри словесных овец; почитающий священника Божия, Самого Бога почитает, а оскорбляющий священника Божия, Самого Бога оскорбляет. Всегда имейте тихость и кротость, и смиренномудрие, и любовь, и милость; алчущих насыщайте, жаждущих напояйте, нагих одевайте, вольных посещайте и себя в чистоте соблюдайте. Милостыню всегда творите, ибо она поставит вас перед Богом; никакого человека не минуйте вез привета. Сами же между совою имейте нелицемерную любовь, и Бог мира и любви будет в вас и сохранит вас от всякаго зла, и да покорит врагов ваших под ноги ваши. Если же в ненависти, и в распрях, и во вражде Будете между собою, то сами погибнете, и Благословенное наследие - державу отечества вашего погубите, которую праотцы ваши и отец ваш и прочее родство ваше многим трудом и потом приобрели. Поэтому пребывайте мирно и любезно между собою, слушая брат брата своего. Старейшаго же брата вашего Константина имейте как отца и главу. Ты же, старейший мой сын Константин, имей Братию свою как сыновей, Береги их, как член своего тела, слушай Иоанна Ева-гелиста Богослова, говорящаго: «если кто говорит: "люблю Бога", а врага своего ненавидит, тот лжец». Поэтому пребывайте в любви, ибо «Бог есть любовь, и пребывающий в любви, в Боге пребывает, и Бог в нем пребывает». Сыновья мои любимые, Бога Бойтесь всею душею своею; епископам, иереями и диаконам и всякому чину священническому не стыдитесь подклонять главы, потому что они пастыри словесных овец и предстоятели тайной Божией Трапезе. Особенно же всякаго монаха не минуйте без поклона. Больных посещайте, алчущих и жаждущих накормите и напойте, нагих одевайте; имейте чистоту в себе; пост и молитву любите, паче же милостыню, ибо она поставит вас перед Богом. И наклоняйте главу перед всяким старейшим среди вас, и не давайте сильным обижать меньших, совершайте суд на защиту сироте, оправдайте вдову, трезвость имейте, гордость возненавидьте, ибо она и ангелов свела с неба.

Вскоре Константин отправился на княжение в Новгород, а на другой день 2 марта, великая княгиня переселилась в монастырь и приняла монашеское пострижение. Вот как повествует о том Троицкая летопись: В 1206 году 2 марта пострижеся великая княгиня Мария в монашеский чин в монастыре Святыя Богородицы, юже сама создала и нарекоша ей имя Мария, в тоже имя крещена быстъ. И проводил ее великий князь Всеволод сам со слезами многими до монастыря Святыя Богородицы и сын его Георгий и дщи его. И быстъ епископ Иоанн, Симон игумен, отец ея духовный, и инии игумены, вси бояре и боярыни и черницы изо всех монастырев и горожане ecu проводиша ее со слезами многими до монастыря, зане была до всех преизлиха добра.

Того же месяца в девятнадцатый день преставися великая княгиня Мария, пребыстъ бо в монастыре 18 дней постригшися, и всея болезни ея 8 лет, наставису девятому лету отошла ко Господу.

Перед кончиною, следуя влечению своего сердца, инокиня Мария приняла схиму с именем Марфа; под этим именем она значится и в синодиках монастыря, о том же свидетельствует и надпись на ее гробнице.

Погребена была схимонахиня Марфа в нише на северной паперти Успенского собора монастыря, но в более позднее время, при строительстве северного придела Успенского храма, гробница оказалась в Благовещенском приделе храма. С того времени (до перенесения великокняжеского престола в Москву) монастырь служил также усыпальницей великих княгинь и княжон Владимирских. За монастырем в честь основательницы закрепилось наименование Княгинин.

В преддверие Пасхи. Церковное.

В церковных службах есть дни памяти почитаемых святых. 1 апреля (19 марта по ст. стилю), в Пятую неделю Великого поста, РПЦ поминает великую княгиню Марию († 1206), жену владимиро-суздальского князя Всеволода Юрьевича Большое Гнездо. Время канонизации точно не известно, но практика поминовения насчитывает столетия, как минимум с 19-го века. Мария считалась не общечтимой, а местной святой и почиталась только во Владимирском приходе РПЦ. Но в этот год молебны прошли и во Владикавказе.

Цитирую информацию ГТРК « Алания» от 1 апреля: http://alaniatv.ru/vesti/?id=13283

«Сегодня Православная церковь вспоминает аланскую княжну Марию Ясыню . В храмах Владикавказа, Владимира и Москвы прошли молебны. Мария Ясская была супругой владимирского князя Всеволода Большое Гнездо. […]
Молебны в память об аланской княжне Марии Ясыне в Северной Осетии прошли впервые. Такое решение было принято после православного форума, организованного в ноябре прошлого года в храме Христа Спасителя в Москве. […]
Святой образ Марии Ясыни у Зои Дзангубековой вызывает восхищение и безграничную гордость. Об аланской княжне прихожанка Осетинской церкви знает практически все. Мария Ясыня была супругой владимирского князя Всеволода Большое Гнездо. Она подарила ему 12 детей. Михаил Черниговский, Александр Невский, Даниил Московский - ее потомки сыграли большую роль в становлении русского государства.
О том, что в этот день в храмах республики почитают память аланской княжны, пока знают немногие, поэтому поминальный молебен в церкви Рождества Пресвятой Богородицы сегодня собрал всего несколько десятков верующих. […]
Зосима, архиепископ Владикавказский и Аланский: «Это событие знаменательное, потому что два великих народа - народ Руси Святой, народ Алании соединяются как бы в этой личности, личности великой, личности духовной».
Мария Ясыня стала третьей русской святой после киевской княгини Ольги и князя Владимира. […]

Залина Кусаева, представитель фонда содействия возрождению духовных, этнокультурных и семейных ценностей имени Великой княгини Марии Ясыни : «Мария Ясыня сама являлась великой благотворительницей. И вот так мы налаживаем дружеские отношения с городом Владимиром».
Долгое время личности Марии Ясыни не уделялось должного внимания, особенно в Советское время. Фонд имени Великой княгини создан для того, чтобы потомки по всей стране знали и помнили ясскую княжну» (с).

У вас не зарябило в глазах от повторов про Ясыню и аланскую княжну? Что за святая, чем знаменита, неважно, - важно, что ясыня, аланка, осетинка.

Увы, это неправда. Не ясыня, не аланка и не осетинка.

А «всякая неправда есть грех » (1 Иоан. 5:17). Накануне Пасхи, во время Великого Поста, когда принято очищаться от всего греховного ради приобщения к Христову идеалу, как-то нехорошо.

Да, Православная церковь почитает благоверную княгиню Марию. Но не Ясыню .
Почитают Марию Владимирскую. Марию Всеволожую (по мужу). Марию Шварновну (по отцу). Никакой «ясыни».
А кто она по происхождению? Посмотрим православные сайты.

«Мария Шварновна (Владимировна), чешское княжеское имя Милослава , в иночестве Мария , в схиме Марфа », « принцесса чешская , великая княгиня Владимирская ». Список канонизированых князей

«Мария Шварновна, в иночестве Мария, схиме Марфа (+ 1206), святая благоверная, великая княгиня Владимирская, память ее 19 марта в день кончины (местн., Владимир.), 6 июля (23 июня ст.ст.) в Соборе Владимирских святых.
Дочь чешского князя Шварна и была крещена в Православной вере». Жизнь святых

«Почувствовав приближение смерти, великая княгиня Мария Шварновна (дочь Чешского князя Шварна) пожелала принять иноческое пострижение, но иночество ее (под) именем Марфы) продолжалось недолго: от 2-го до 19-го марта 1206 г. В этот же день она скончалась». Четьи-Минеи митрополита Филарета Черниговского: Память праведной великой княгини Марии

А это информация из самого гнезда Марии - Княгинина Свято-Успенского женского монастыря во Владимире: «Монастырь был основан примерно в 1200 г. Марией Шварновной , женой великого князя Всеволода Георгиевича (Юрьевича), больше известного как Всеволод Большое Гнездо. Она была дочерью чешского короля Шварна». http://www.km1199.ru/istoriya-monastyirya/

Ещё: из Жития Марии с сайта того же её монастыря. «Святая благоверная Великая княгиня Мария Шварновна была супругой Великого князя Владимирского Всеволода III «Большое Гнездо», прославившегося своим политическим благоразумием, ратным мужеством и правосудием, при котором (1176-1212) Владимирское княжество переживало свой наивысший расцвет. По происхождению она была Моравскою княжною, летописи ведут её род от чешского князя Шварна (Моравия тогда вошла в состав Чехи). В Кратном Владимирском летописце н.ХУ1в. её называют ещё «Ясьшей, дочерью Чешского князя», как считается,- по наименованию реки Ясеницы , притока реки Моравы в Сербии. Известно ее моравское княжеское имя — Милослава». http://www.km1199.ru/o-monastyire/velikaya-knyaginya-mariya/

Не ясыню почитает РПЦ, а чехиню (вариант - моравку). Марию Шварновну. Зачем же обманывать свою паству? «Всякая неправда есть грех».

Вопрос о происхождении Марии не только церковный, но и исторический. И в христианстве, и в истории люди взыскуют истины: христиане через веру, историки - через научный метод. Те и другие отвергают ложь. Успешно обмениваются опытом, так что грань между религией и гуманитарным знанием во многих случаях стирается. «Христианство - религия историков», - точно выразился в свое время Марк Блок.

В данном случае одна небольшая часть РПЦ вошла в противоречие не только с традиционным взглядом церкви на Марию как дочь «чешского князя», но и с исторической наукой. Потому что в историографии Древней Руси вопрос выяснен. У Марии были две сестры, также вышедшие замуж за русских князей, из них только одна, жена Мстислава Святославича (будущего черниговского князя), названа «ясыней» (либо по чешскому топониму, либо от донских - но не кавказских - ясов). «Нет никакой необходимости приписывать осетинское происхождение всем трем сестрам», - пишут известные исследователи русской княжеской генеалогии А.Ф.Литвина и Ф.Б.Успенский, предполагая для сестры-ясыни рождение от другого брака Шварна (Литвина А.Ф., Успенский Ф.Б. Кем была «Мария Всеволожая»? Отчество и происхождение трех русских княгинь X II в. // А.Ф. Литвина, Ф.Б. Успенский. Выбор имени у русских князей в X-XVI вв.: Династическая история сквозь призму антропонимики. - М.: Индрик, 2006. (Труды по филологии и истории.) Экскурс 5. С. 374). Федор Борисович Успенский, для сведения, - заместитель директора Института славяноведения РАН, преподает в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете.

А как же решение «православного форума, организованного в ноябре прошлого года в храме Христа Спасителя в Москве»? «Православным форумом» назван проходивший 10-11 ноября 2014 г. XVIII Всемирный русский народный собор под патронажем Русской православной церкви. Там, действительно, работала секция «Отечество, возвеличенное трудами предков. Мария Ясыня: от аланской княжны до святой русской княгини», где тщательно подобранные участники из Северной Осетии, ни один из которых не является специалистом по теме (не называть же таковым Руслана Бзарова), на голубом глазу вещали о ясско-аланско-осетинском происхождении Марии, не приведя, естественно, ни одного доказательства pro . http://www.blagos.ru/vse-novosti/item/2663-sobor

На этом песке и строится осетинская версия «Марии Ясыни». Противоречащая всему, что известно о благоверной княгине.

Я подготовил специальную статью с возражениями против ненаучных попыток слепить из русской княгини осетинскую княжну. Планировалось, что она выйдет в первом номере «Вестника Владикавказского научного центра» за этот год (номер уже вышел). Но главный редактор Анатолий Георгиевич Кусраев (председатель ВНЦ РАН) снял её, поскольку увидел там (увидел правильно) критику той политизации (равно как фальсификации и мифологизации) истории, которая махровым цветом расцветает в республике при полном попустительстве научных и образовательных структур.

Заканчиваю пост в канун Пасхи. Что вспомнить из Христовых заветов? Чтобы к месту.

«Блаженны алчущие и жаждущие правды» (Мф. 5:6).
Христианин «не радуется неправде, а сорадуется истине» (1 Кор. 13: 4-8).

Вот ради этого и ломаем копья.

© uo-fobos.ru, 2024
Бесплатные юридические консультации