Прошу составьте синквейн по причастию и деепричастию. Прошу составьте синквейн по причастию и деепричастию Синквейн к слову деепричастие

14.04.2024

«Причастие в русском языке» - По-моему, причастие – самая шуршащая часть речи в русском языке. Есть у причастий защитник! А что по поводу употребления причастий думал А. С. Пушкин? Познакомиться с историей появления причастия в русском литературном языке. Блещущий, с точки зрения Ломоносова, красиво звучит, а нырнувший – ужас какой – то!

«Мастер и Маргарита урок» - Бессмертие. Бездарность. Работать, страдать, любить. «Рукописи» настоящих творцов «не горят». Черная магия. Воланд. II Урок: Творческая лаборатория. Не верю в светильник под спудом. Цели учителя: Судя по вашим анкетам, вы почти все прочитали роман. Очень интересен ответ IV – ой группы: Творец. Результаты групповой работы:

«Причастие урок» - Действительные и страдательные причастия. В кратких страдательных причастиях пишется одна буква «н»: прочитан, рассказана. Такие слова в грамматике называют причастиями. Условные обозначения могут быть предложены разной расцветки. Например: Сорванный цветок увял. – Цветок был сорван. В данном предложении «небо» является определяемым словом.

«Урок Причастие» - Прочитай текст. Синтаксическая функция. 3 урок. Проверь себя: НЕ с причастиями. 6 урок. Жемчужина татарской музыки. Правописание суффиксов. Пунктуация при причастном обороте. Тренировочные упражнения на правописание причастий. 7 урок. Первая постановка состоялась в 1941г. Темы уроков: Цели: Образование действительных причастий настоящего и прошедшего времени.

«Причастие 10 класс» - 2. Страдательное причастие. Страдательные. ПРИЧАСТИЕ –особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию. Действительные. Найдите и запишите причастия, укажите разряд, выделите суффикс. От основы наст.В. 1. Глагол 2. Страдательное причастие 3. Прилагательное 4. Действительное причастие.

«Причастие как часть речи» - Назовите условие обособления причастного оборота. Какие знаки могут возникать в тексте при наличии причастного оборота? Прочитайте предложение. Какое время(как грамматический признак) у причастия отсутствует? В чем особенность определяемых слов в 3 и 5 предложениях? Роль причастий в речи. В предложениях из «Жития…» найдите причастные обороты и объясните пунктуацию.

ІІ уровень. (3 заданий)(стандартный) “4” 1.Прочитайте, определите вид деепричастия Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно-прислушиваясь,запоминая,замечая, читая. 2.От данных глаголов несовершенного вида и совершенного вида. Затягивать, подумать,защищать, закончить, стоять, разговаривать, сделать, посмотреть, смотреть. 3.Составьте по выбору синквейн на тему “ Глагол” “Причастие”, “Деепричастие”, “Глагол”.

Слайд 12 из презентации «Повторение причастия и деепричастия» . Размер архива с презентацией 1911 КБ.

Русский язык 10 класс

краткое содержание других презентаций

«Подготовка к ЕГЭ по русскому языку» - Задание к тексту. Мои деревья. Морфология. Задания к тексту. Близнецы. Практикум. Изобразительно-выразительные средства. Подготовка к выполнению. Довольный человек. Осложняющие конструкции. Мы еще повоюем. Нищий. Собака. Два богача. Словосочетания. Слова, образованные разными способами. Односоставные предложения. Воробей. Связь предложений в тексте. Камень. Способы словообразования. Сложноподчиненные предложения.

«Заимствование слов в русском языке» - Выпишите слова старославянского происхождения. Словарный состав и его формирование. По времени проникновения заимствованная лексика тоже неоднородна. Лексика современного русского языка с точки зрения ее происхождения. Найдите старославянизмы. В русском языке есть заимствования из других. Отдельные словообразовательные элементы. Нехитрым замыслом влекомый, я продвигался тем путем. Солнце златою печатью стражем стоит у ворот.

«Профессиональные слова» - Лексика профессиональная и терминологическая. Иноязычные заимствования. От терминов надо отличать профессионализмы. Разные красивые штучки. Словарь морских терминов. Словарь терминов. Пометы. Лексика терминологическая. Как профессия влияет на речевую культуру. Термин. Способы образования профессионализмов. Профессионализмы - жаргонизмы. Как профессионализмы отличить от терминов. Термины. Профессионализмы и термины.

«Повторение причастия и деепричастия» - Найдите причастие. Синквейн. Найдите причастие и деепричастие. Вид деепричастия. Выполненное задание. Причастие и деепричастие. Корректировщики. Разноуровневые задания. Спишите предложение. Закрепить знания о деепричастиях и причастиях. Актуализация. Дополните предложения. Информаторы. Ответы информаторов. Деепричастие.

«Запятая в сложном предложении» - Запятая на стыке двух союзов. Самолет. Придаточные образа действия. Лес стоит молча. Воображение. Ночь была тиха и светла. Сложносочиненные предложения с разделительными союзами. Запятая между однородными придаточными предложениями. Вспомни песни. Тире. Мать, остававшаяся всё лето в городе. Ветви деревьев. Под вечер мы вышли на поляну. Придаточные цели. Определить виды придаточных. Сложносочиненные предложения.

«План текста по русскому языку» - План. Составь простой план текста. Переделайте вопросный план в назывной. Какие бывают планы. Тезисный план. Сложный план. Простой план. Вопросный план. План текста в виде вопросов. Составь сложный план текста.

Филиал МБОУ Ржаксинской СОШ №2 им. Г. А. Пономарева в д. Волхонщина

План- конспект открытого урока

русского языка в 6 классе по теме

«Причастие и деепричастие как особые формы глагола»

Учитель: Осипова М. Ю.

2013г.

Цель:

Формировать общее представление о причастии и деепричастии.

Задачи:

Учить видеть причастия и деепричастия в тексте, отличать их от других частей речи;

Рассмотреть роль причастий и деепричастий в речи;

Развивать речь обучающихся, пополнять их словарный запас;

Воспитывать в детях любовь и уважение к родному языку.

Оборудование:

«Русский язык 6 класс» С. И. Львова, В. В. Львов, тетради, ручки, экран, таблицы, презентация «Похвала синквейну», тестовые задания по теме «Глагол».

Ход урока.

  1. Оргмомент.

Здравствуйте, ребята. Сегодня урок русского языка проведу у вас я. Меня зовут Мария Юрьевна.

Давайте послушаем музыку и настроимся на плодотворную работу.

(Звучит веселая музыка)

  1. Повторение пройденного материала по теме «Глагол».

Что можно делать под эту музыку?

(Танцевать, веселиться, петь…)

Какие части речи вы назвали?

(Глаголы)

Давайте вспомним, что вы знаете о глаголе. Мы сейчас проведем тестирование по теме «Глагол». Поможет нам компьютер. Кто желает проверить свои знания по теме «Глагол»?

(Вызывается к доске один желающий)

Мы внимательно слушаем, вспоминаем пройденное, делаем пометки на черновиках и после окончания теста прокомментируем его.

(Проводится тестирование на компьютере, которое проецируется на экран, подводятся итоги)

Вы хорошо знаете тему «Глагол» и со следующим заданием справитесь без труда.

Чтобы выполнить задание, которое я сейчас дам, разделимся на группы. Каждая группа получает карточку с четырьмя словами. Задание: найдите четвертое лишнее, объясните свой выбор.

1 карточка: притворился, бежал, слушал, улыбнувшись;

2 карточка: кричит, хранит, белеет, читающий;

3 карточка: смотрит, чистит, подглядывает, крикнув.

(Дети находят лишние слова: улыбнувшись, читающий, крикнув. Объясняют свой выбор.)

Итак, мы нашли две необычные части речи. Они похожи на глагол, но это не глаголы. А что?

III. Сообщение темы и цели урока.

Давайте запишем в тетрадях тему сегодняшнего урока: причастие и деепричастие как особые формы глагола. Сегодня мы познакомимся с причастиями и деепричастиями, научимся их узнавать и решим, зачем они нам нужны.

IV. Работа над новой темой.

Как вы уже догадались, наши лишние слова из задания «Найди четвертое лишнее» и есть причастия и деепричастия. Возникает вопрос: как узнать, где причастия, а где деепричастия? Вы сейчас сами научитесь их узнавать. Откройте учебник на странице 35. Ваша задача: прочитать теоретический материал на странице 35 и выяснить, на какую часть речи кроме глагола похожи причастия, а на какую деепричастия.

(Самостоятельная работа детей.)

Во время самостоятельной работы детей учитель записывает на доске слова:

причесавшись играющий

читая умывающийся

сверкая бегущий

Итак, на какую часть речи кроме глагола похоже деепричастие?

(На наречие, отвечает на вопросы наречия.) Учитель вешает на доску таблицу с вопросами наречия.

На какую часть речи кроме глагола похоже причастие?

(На прилагательное, отвечает на вопросы прилагательного.) Учитель вешает на доску вопросы прилагательного.

Пропустите строчку вниз и запишите слова, которые вы видите на доске в свои тетради. Определите, задавая вопросы к словам, в каком столбике деепричастия, а в каком причастия. Озаглавьте столбики.

(Дети определяют, доказывают, записывают.)

Итак, мы узнали, что причастия и деепричастия образовались от глагола и поэтому называются особыми формами глагола. Мы научились узнавать причастия и деепричастия. А вот зачем же нужны причастия и деепричастия? Попробуйте ответить на этот вопрос, прослушав текст.

Писатель Д. И. Григорович, рассказывая о своих литературных начинаниях, вспоминает, что его очерк « Петербургские шарманщики» заслужил одобрение Ф. М. Достоевского, но одно место в главе «Публика шарманщика» последнему не понравилось. “У меня,- пишет Григорович,- было написано так: Когда шарманка перестает играть, чиновник из окна бросает пятак, который падает к ногам шарманщика. “Не то, не то,- раздраженно заговорил вдруг Достоевский,- совсем не то! У тебя выходит слишком сухо: пятак упал к ногам... Надо было сказать: пятак упал на мостовую, звеня и подпрыгивая...” Замечание это - помню очень хорошо - было для меня целым откровением. Да, действительно, звеня и подпрыгивая - выходит гораздо живописнее, дорисовывает движение...”

Итак, ребята, зачем же нам нужны причасти и деепричастия?

(Они делают нашу речь живописнее.)

Мы выяснили все, что собирались выяснить на сегодняшнем уроке. И чтобы подвести итог урока, мы сейчас придумаем синквейн.

(Проводится словарная работа с использованием презентации «Похвала синквейну» и составляется синквейн на тему «Деепричастие»)

Синквейн

1.Деепричастие

2.Особая, неизменяемая.

3.Обозначает, образуется, совмещает.

4.Делает речь образной, выразительной.

5.Форма.

V. Итоги урока. Д/з.

Рефлексия: Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?

Выставление оценок.

Домашнее задание: придумать синквейн на тему «Причастие».

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Предварительный просмотр:

Открытый урок русского языка в 5 классе.

Тема урока: «Повторение изученного в разделе «Лексикология и фразеология».

Цели:

Обобщение и систематизация знаний, полученных в процессе изучения данной темы;

Обогащение словарного запаса учащихся;

Формирование умения использовать в речи слова в соответствии с их лексическим значением;

Пробуждать личностный интерес к предмету; воспитывать творческую личность.

Оборудование : учебник «Русский язык.Практика.5 класс» под ред. В.В.Бабайцевой, словари, карточки, кроссворд.

Ход урока:

1.Оргмомент.

Учитель: Добрый день, ребята. Посмотрите, какой сегодня чудесный весенний день. Давайте улыбнемся друг другу. Мне приятно видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний урок принесет всем радость общения друг с другом. Наш урок посвящен повторению изученного по теме «Лексикология и фразеология».(Запись даты и темы урока).

2.Работа по теме.

1) Постановка цели:

Учитель: ребята, внимательно прочитайте эпиграф сегодняшнего урока. Это стихотворение поэта Козловского.

Слова умеют плакать и смеяться,

Приказывать, молить и заклинать,

И, словно сердце, кровью обливаться,

И равнодушно холодом дышать.

Призывом стать, и отзывом, и зовом

Способно слово, изменяя лад.

И проклинают, и клянутся словом,

Напутствуют, и славят, и чернят.

Кто же главный герой этого стихотворения? (Слово). О нем и пойдет речь на сегодняшнем уроке. Сразу скажу, что урок наш будет необыкновенным. Вы любите путешествовать? Сегодня мы с вами совершим сказочное путешествие к островам и полуостровам удивительного моря Лексика. Что нужно нам взять с собой, чтобы не заблудиться? (Компас.) Компасом будут служить ваши знания. Как и всякая сказка, урок наш начинается с волшебства. Закройте глаза и представьте: море, волны плещут.

Ветер по морю гуляет,

И кораблик подгоняет,

Он бежит себе в волнах

На поднятых парусах.

2) Но наш корабль большой, и плыть только с помощью ветра он не может. Нужно его «завести». А поскольку наш урок сказочный, то и «завести» корабль можно только сказочным путем. Корабль начнет свой путь только тогда, когда вы расскажете все, что вы знаете о лексике. Итак, что такое лексика?

Как называется раздел лингвистики, изучающий лексический состав языка? (лексикология).

Мы знаем, что каждое слово что-то обозначает. Соотнесите слово и его лексическое значение.

Грубый, невоспитанный человек битва

Мастерская по ремонту и изготовлению одежды, обуви дрова

Большой, важный бой, сражение ателье

Куски дерева, которыми топят печь квадрат

Прямоугольник, стороны которого равны невежа

А чтобы нам не было скучно бороздить волны моря, в каюте можно найти словари. Перед вами словари русского языка. В каждом из них даны слова, но рассматриваются они с разных сторон. В словарях отражается словарное богатство языка. Здесь мы видим толковые словари, словарь синонимов и антонимов. Эти словари могут быть вашими друзьями и помощниками.

3) Ну а теперь начинаем путешествие.

Прочитайте внимательно этот стихотворный отрывок и ответьте на вопрос: Почему бежало судно, а пристать велят кораблю? Если затрудняетесь, обратитесь к словарям.

Ветер весело шумит, Вот уж издали видна.

Судно весело бежит Пушки с пристани палят,

Мимо острова буяна… Кораблю пристать велят.

И знакомая страна

Ученики (читают определение из словарей) «Судно» и «корабль» - это слова-синонимы, они используются для большей выразительности.

Учитель. А на что еще обратили внимание? (корабль – многозначное слово).Какое общее значение имеют слова «судно» и «корабль»? (транспортное средство для перевозки грузов и людей).

Учитель. Вот мы и встретили первых жителей волшебной страны Синонимов. Что же такое синонимы? (это слова, близкие по значению, но разные по звучанию и написанию).Чтобы не злить жителей острова, и чтобы они указали нам путь дальше, исполним их просьбу – выполним задания.

Учащиеся получают задание: прослушать стихотворные отрывки и закончить предложения подходящими по смыслу словами.(записываются в тетради)

1)Простое слово промежуток:

В театре несколько минуток,

Пока начнется новый акт

Мы называем все…. (антракт – краткий перерыв между действиями спектакля или отделениями концерта).

2)В борьбе, в труде устали слишком,

Дают уставшим …(передышку – непродолжительный перерыв.)

3) После урока непременно

Нужна ребятам …(перемена – перерыв между уроками).

4) На время что-то прекратив,

Мы объявляем …(перерыв)

Учитель. Чем являются эти слова? (Синонимами). Для чего нужны синонимы? Может, можно обойтись без них? (Они широко используются в речи, в произведениях худ. Лит-ры для передачи оттенков мыслей, чтобы сделать речь точной и выразительной и чтобы избежать повторов, обогащают нашу речь, делают ее более разнообразной.)

4 )Вот мы и миновали царство Синонимов. Пора двигаться дальше. Наш путь лежит на полуостров Омонимов. Но что-то мне кажется, что мы немного сбились с пути.

Ой, ребята, посмотрите, перед нами какая-то записка. Давайте прочитаем ее. «Дорогие путешественники-исследователи! Приветствуем Вас в нашем королевстве. Предлагаем выяснить значения следующих слов: жара- холод.(Жара – горячий, сильно нагретый воздух, зной; холод – воздух низкой температуры). А теперь назовите наше королевство..? Правильно, мы с вами попали в королевство Антонимов. А что такое антонимы? (Слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением.) Немного туго нам придется с этими королями, потому что они все время враждуют. Попытаемся увлечь их разгадыванием кроссворда. Работаем в паре. Ребята, только отгадав кроссворд, мы сможем попасть в гости к антонимам. У вас лежат листочки с кроссвордом.

Заполните его, назвав к предложенным ниже словам антонимы. Если все верно, то кроссворд послужит ключом для входа. Один у доски.

1.Рай. 2.Отчаяние. 3.Свет. 4.Утверждение. 5..Конец. 6.Ложь. 7.Ссора.

5 )Учитель. Давайте сделаем переменку, передышку, перерыв.

Отдых наш – физкультминутка,

Занимай свои места:

Раз – присели, два – привстали.

Руки кверху все подняли.

Сели, встали, сели, встали,

Ванькой-встанькой словно стали.

А потом пустились вскачь (прыжки на месте)

Будто мой упругий мяч.

6) Короли довольны нами и дают нам разрешение продолжить путь. И вот мы подплываем к удивительному полуострову – Омонимов. Но пропустить нас могут лишь в том случае, если вы вспомните, а что за загадочные жители живут здесь.

Мы слова из русской речи,

Из родного языка!

Одинаково нас слышат

Одинаково нас пишут.

Но важна не только внешность,

Потому не торопись,

Не всегда нужна поспешность,

Ты до смысла доберись. Наподобие начинки

Смысл запрятан в серединке,

Сходным лицам вопреки

Мы по смыслу далеки.

Омонимы – это слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению.

Перед вами карточки, в тетрадь нужно записать только ответ, что обозначает данное слово.

  1. Растение, оружие (лук); 2) растение, клоун (петрушка); 3)волосы, инструмент (коса); 4) посуда, головной убор (котелок); 5)животные, грибы (лисички).

7) Учитель. Далее наш корабль причаливает к небольшим островкам. В разговоре жителей первого островка можно услышать такие слова, как: кольчуга, гусар, око, десница. Как называется остров?(Остров устаревших слов)

8) А на соседнем острове встречаются слова, услышав которые мы улыбаемся, такие, как: кочет, казюли, бурак. Что же это за остров? (Остров диалектных слов)

9) Ну а для последнего островка характерны такие слова: аванс, бартер, компьютер и другие. Кто из вас догадался,как он называется? А что такое неологизмы?

Сейчас мы сыграем в игру «Кто быстрее?» Вам нужно за 1 минуту написать как можно больше неологизмов. Итак, приготовились, начали!

10) Через небольшой перешеек мы попадаем в страну Фразеологию. Что такое фразеология? Фразеологизм? Запишите фразеологизмы и объясните их значения:

Клевать носом (засыпать), вставлять палки в колеса (мешать), бросать слова на ветер (обещать напрасно), бить баклуши (бездельничать), бежать сломя голову (быстро), яблоку негде упасть (много), знать на зубок (хорошо).

3. Подведение итога урока.

Учитель. К сожалению, хорошее всегда когда-нибудь заканчивается. Вот и наше путешествие подходит к концу. И наш корабль спешит обратно. Нам с вами остается лишь еще раз вспомнить, какие же слова изучаются в лексике?

4. Оценивание знаний уч-ся.

1)Рай. 2)Отчаяние.3) Свет. 4) Утверждение. 5)Конец. 6) Ложь. 7)Ссора



Синквейн был придуман в начале XX века Аделаидой Крэпси – американской поэтессой. Вдохновленная японскими хайку и танка, Крэпси придумала форму пятистрочного стихотворения, также основанного на подсчете слогов в каждой строке. Придуманный ей традиционный имел слоговую структуру 2-4-6-8-2 (два слога в первой строке, четыре – во второй и так далее). Таким образом, всего в стихотворении должно было быть 22 слога.


Дидактический синквейн впервые начали использовать в американских школах. Его отличие от всех других видов синквейна – в том, что он основан не на подсчете слогов, а смысловой заданности каждой строчки.


Классический (строгий) дидактический синквейн строится так:



  • , одно слово, существительное или местоимение;


  • вторая строка – два прилагательных или причастия , которые описывают свойства темы;


  • третья строка – или деепричастия , рассказывающие о действиях темы;


  • четвертая строка – предложение из четырех слов , выражающая личное отношение автора синквейна к теме;


  • пятая строка – одно слово (любая часть речи), выражающее суть темы; своего рода резюме.

В итоге получается короткое нерифмованное стихотворение, которое может быть посвящено любой теме.


При этом в дидактическом синквейне можно отступать от правил, например, главная тема или резюме может формулироваться не одним словом, а словосочетанием, фраза может состоять из трех-пяти слов, а действия – описываться составными .

Составление синквейна

Придумывать синквейны – довольно увлекательное и творческое занятие, при этом оно не требует специальных знаний или литературных талантов. Главное – хорошо освоить форму и «почувствовать» ее.



Для тренировки лучше всего взять в качестве темы что-нибудь хорошо известное, близкое и понятное автору. И начать с простых вещей. Например, попробуем составить синквейн на примере темы «мыло».


Соответственно,первая строка – «мыло».


Вторая строка – два прилагательных, свойства предмета. Мыло какое? Можно перечислить в уме любые прилагательные, которые приходят на ум и выбрать из них два подходящих. Причем можно описывать в синквейне как понятие мыла вообще (пенящееся, скользкое, душистое), так и конкретное мыло, которым пользуется автор (детское, жидкое, апельсиновое, фиолетовое и т.д.). Предположим, в итоге мыло получилось «прозрачное, клубничное».


Третья строка – три действия предмета. Тут у школьников часто возникают проблемы, особенно когда речь идет о синквейнах, посвященных абстрактным понятиям. Но надо иметь в виду, что действия – это не только действия, которые производит предмет сам по себе, но и то, что с ним происходит, и то, какое воздействие он оказывает на окружающих. Например, мыло может не просто лежать в мыльнице и пахнуть, оно может выскользнуть из рук и упасть, а при попадании в глаза – заставить плакать, а самое главное – им моются. А что еще может сделать мыло? Вспомним, и выберем в итоге три глагола. Например, так: «Пахнет, моет, пузырится».


Четвертая строчка – личное отношение автора к теме синквейна. Тут тоже порой возникают проблемы – какое личное отношение может быть к мылу, если ты не фанат чистоты, который очень любит мыться или не , который мыло ненавидит. Но в данном случае под личным отношением подразумеваются не только эмоции, которые испытывает автор. Это могут быть и ассоциации, и что-то, что по мнению автора, является главным в данном предмете, и какие-то факты из биографии, связанные с темой синквейна. Например, автор когда-то поскользнулся на мыле и разбил коленку. Или пробовал делать мыло самостоятельно. Или мыло ассоциируется у него с необходимостью в обязательном порядке мыть руки перед едой. Все это может стать основной для четвертой строки, главное – уложить свою мысль в три-пять слов. Например: «Перед едой моют руки». Или, если автор когда-нибудь в детстве пытался лизать мыло со вкусным запахом – и был разочарован, четвертая строка может быть такой: «Запах , вкус противный».


И, наконец, последняя строка – резюме в одно-два слова. Тут можно перечитать получившееся стихотворение, задуматься над возникшим образом предмета и попробовать выразить свои ощущения одним словом. Или задать себе вопрос – а зачем вообще нужен этот предмет? Какова цель его существование? Какое его главное свойство? И смысл последней строки сильно зависит от того, что уже было сказано ранее. Если четвертая строка синквейна посвящена мытью рук перед едой, логичным выводом будет «чистота» или «гигиена». А если воспоминаниям о неудачном опыте поедания мыла – «разочарование» или «обман».


Что получилось в итоге? Пример классического дидактического синквейна строгой формы.


Мыло.


Прозрачное, клубничное.


Моет, пахнет, пузырится.


Запах сладкий, вкус противный.


Разочарование.


Маленькое, но занятное стихотворение, в котором все дети, когда-либо пробовавшие мыло на вкус, узнают себя. А в процессе написания мы еще вспомнили про свойства и функции мыла.


Потренировавшись на простых предметах, можно переходить к более сложным, но хорошо знакомым темам. Для тренировки можно попробовать составить синквейн на тему «семья» или синквейн на тему «класс», стихотворения, посвященные временам года и так далее. А синквейн на тему «мама», сочиненный школьниками младших классов, может стать хорошей основой для открытки в честь праздника 8 Марта. А тексты синквейнов, написанные учащимися на одну и ту же тему, могут составить основу для каких-либо общеклассных проектов. Например, ко Дню Победы или Новому году школьники могут сделать плакат или газету с подборкой собственноручно написанных тематических стихотворений.

Зачем составлять синквейн в школе

Составление синквейна – довольно увлекательное и творческое занятие, которое при всей своей простоте помогает детям самого разного возраста развивать системное мышление и аналитические способности, вычленять главное, формулировать свои мысли, расширять активный словарный запас.


Для того, чтобы написать синквейн, надо обладать знаниями и пониманием предмета – и это, плюс ко всему, делает сочинение стихотворений эффективной формой проверки знаний практически по любому предмету школьной программы. Причем написание синквейна по биологии или химии займет меньше времени, чем полноценная контрольная работа. А синквейн по литературе, посвященный какому-либо из литературных героев или литературному жанру, потребует такой же интенсивной работы мысли, как написание развернутого сочинения – но при этом результат будет более творческим и оригинальным, быстрым (для написания синквейна детям, хорошо освоившим форму, достаточно 5-10 минут) и показательным.


Синквейн – примеры по разным предметам

Синквейн по русскому языку может быть посвящен разным темам, в частности, можно попробовать описать таким образом части речи.


Пример синквейна на тему «глагол»:


Глагол.


Возвратный, совершенный.


Описывает действие, спрягается, повелевает.


В предложении обычно бывает сказуемым.


Часть речи.


Для того, чтобы написать такой синквейн, пришлось вспомнить о том, какие формы бывают у глагола, как он изменяется, какую роль играет в предложении. Описание получилось неполным, но тем не менее по нему видно, что автор кое-что помнит о глаголах и понимает, что это такое.


По биологии учащиеся могут писать синквейны, посвященные отдельным видам животных или растений. Причем в ряде случаев для написания синквейна по биологии будет достаточно усвоить содержание одного параграфа, что позволяет использовать синквейн для проверки знаний, полученных во время урока.


Пример синквейна на тему «лягушка»:


Лягушка.


Земноводная, хордовая.


Прыгает, мечет икру, ловит мух.


Видит только то, что движется.


Скользкая.


Синквейны по истории и обществознанию позволяют учащимся не только систематизировать свои знания по теме, но и глубже почувствовать тему, «пропустить» ее через себя, сформулировать через творчество свое личное отношение.


Например, синквейн на тему «война» может быть таким:


Война.


Страшная, бесчеловечная.


Убивает, разоряет, жжет.


Мой прадед погиб на войне.


Память.


Таким образом, синквейн может использоваться в рамках изучения любого предмета школьной программы. Для школьников сочинение тематических стихотворений может стать своего рода «творческой паузой», вносящей в урок приятное разнообразие. А педагог, проанализировав творчество учащихся, может не только оценить их знание и понимание предмета урока, но и почувствовать отношение школьников к теме, понять, что их больше всего заинтересовало. И, возможно, внести коррективы в планы дальнейших занятий.


Составление синквейнов – коротеньких нерифмованных стихотворений – стало в последнее время очень популярным видом творческого задания. С ним сталкиваются и ученики школ, и слушатели курсов повышения квалификации, и участники различных тренингов. Как правило, преподаватели просят придумать синквейн на заданную тему – к конкретному слову или словосочетанию. Как это сделать?

Правила написания синквейна

Синквейн состоит из пяти строк и, несмотря на то, что он считается разновидностью стихотворения, обычные составляющие стихотворного текста (наличие рифм и определенного ритма) для него не являются обязательными. Зато число слов в каждой строчке строго регламентировано. Кроме того, при составлении синквейна надо использовать определенные части речи.

Схема построения синквейна такова:

  • первая строка – тема синквейна , чаще всего одно слово, имя существительное (иногда в качестве темы могут выступать словосочетания из двух слов, аббревиатуры, имена и фамилии);
  • вторая строка – два прилагательных , характеризующих тему;
  • третья строка – три глагола (действия предмета, человека или понятия, обозначенного в качестве темы);
  • четвертая строка – четыре слова , законченное предложение, описывающая личное отношение автора к теме;
  • пятая строка – одно слово , подводящее итог синквейну в целом (вывод, резюме).

От этой жесткой схемы возможны отступления: например, число слов в четвертой строке может варьироваться от четырех до пяти, включая или не включая предлоги; вместо «одиноких» прилагательных или глаголов использоваться словосочетания с зависимыми существительными и так далее. Обычно преподаватель, дающий задание составить синквейн, сам решает, насколько жестко его подопечные должны придерживаться формы.

Как работать с темой синквейна: первая и вторая строка

Рассмотрим процесс придумывания и написания синквейна на примере темы «книга». Именно это слово является первой строкой будущего стихотворения. Но книга может быть совершенно разной, как же ее охарактеризовать? Поэтому надо конкретизировать тему, и в этом нам поможет вторая строка.

Вторая строка – два прилагательных. Что в первую очередь приходит на ум, когда вы думаете о книге? Например, она может быть:

  • бумажной или электронной;
  • роскошно переплетенной и богато иллюстрированной;
  • интересной, захватывающей;
  • скучной, сложной для восприятия, с кучей формул и схем;
  • старой, с пожелтевшими страницами и чернильными пометками на полях, сделанными бабушкой и так далее.

Список может быть бесконечным. И тут надо иметь в виду, что «правильного ответа» здесь быть не может – ассоциации у каждого свои. Из всех вариантов выберите тот, который интереснее всего лично для вас. Это может быть образ конкретной книги (например, ваши любимые детские книжки с яркими картинками) или же нечто более абстрактное (например, «книги русских классиков»).

Теперь запишите два признака именно к «вашей» книге. Например:

  • захватывающая, фантастическая;
  • занудная, нравоучительная;
  • яркая, интересная;
  • старинная, пожелтевшая.

Таким образом, у вас уже есть две строки – и вы уже совершенно точно представляете «характер» книги, о которой рассказываете.

Как придумать третью строку синквейна

Третья строка – три глагола. Тут тоже могут возникнуть сложности: казалось бы, что может «делать» книга сама по себе? Издаваться, продаваться, читаться, стоять на полке… Но здесь можно описывать и то воздействие, которое книга оказывает на читателя, и то, в какие цели ставил перед собой автор. «Занудный и нравоучительный» роман, к примеру, может просвещать, морализовать, утомлять, вгонять в сон и так далее. «Яркая и интересная» книжка для дошкольников – развлекает, заинтересовывает, учит читать . Захватывающая фантастическая история – завораживает, волнует, будит воображение .

При выборе глаголов главное – не отступать от того образа, который вы наметили во второй строке и стараться избегать однокоренных слов. Например, если вы охарактеризовали книгу как увлекательную, а в третьей строке написали, что она «увлекает» – возникнет ощущение, что вы «топчетесь на месте». В таком случае одно из слов лучше заменить на сходное по значению.

Формулируем четвертую строчку: отношение к теме

Четвертая строка синквейна описывает «личное отношение» к теме. Это вызывает особые сложности у школьников, привыкших, что отношение надо формулировать прямо и недвусмысленно (например «я хорошо отношусь к книгам» или «я считаю книги полезными для повышения культурного уровня»). На самом деле четвертая строка не подразумевает оценочности и формулируется гораздо более вольно.

По сути здесь надо кратко изложить то, что для вас является самым главным в теме. Это может иметь отношение лично к вам и вашей жизни (например «Начал читать в четыре года » или «У меня огромная библиотека », или «Терпеть не могу читать »), но это необязательно. К примеру, если вы считаете главным недостатком книг то, что на их изготовление идет куча бумаги, для производства которой вырубаются леса – вам необязательно писать «я» и «осуждаю». Просто напишите, что «бумажные книги – могилы деревьев » или «производство книг губит леса », и ваше отношение к теме будет достаточно ясным.

Если вам сложно сразу сформулировать короткое предложение – сначала изложите вашу мысль письменно, не задумываясь о числе слов, а затем подумайте, как можно сократить получившееся предложение. В итоге вместо «я так люблю фантастические романы, что часто не могу оторваться и читаю их до утра » может получиться, к примеру, так:

  • могу читать до утра;
  • часто читаю ночи напролет;
  • увидел книгу – прощаюсь со сном.

Как подвести итог: пятая строчка синквейна

Задача пятой строки – кратко, одним словом подвести итог всей творческой работе по написанию синквейна. Перед тем, как это сделать, перепишите предыдущие четыре строчки – практически готовое стихотворение – и перечитайте то, что у вас получилось.

Например, вы задумались о разнообразии книг, и у вас вышло следующее:

Книга.

Художественная, научно-популярная.

Просвещает, развлекает, помогает.

Такая разная, у каждого своя.

Итогом этого высказывания о бесконечном разнообразии книг может быть слово «библиотека» (место, где собрано множество самых различных изданий) или же «разнообразие».

Для того, чтобы вычленить это «объединяющее слово», можно попробовать сформулировать основную мысль получившегося стихотворения – и, скорее всего, в нем окажется «главное слово». Или же, если вы привыкли писать «выводы» из сочинений – сначала сформулируйте вывод в привычной вам форме, а потом выделите главное слово. Например, вместо «таким образом, мы видим, что книги являются важной частью культуры », напишите просто – «культура».

Еще один распространенный вариант финала синквейна – обращение к собственным ощущениям и эмоциям. Например:

Книга.

Толстая, занудная.

Изучаем, анализируем, зубрим.

Классика – кошмар для каждого школьника.

Тоска.

Книга.

Фантастическая, увлекательная.

Восхищает, затягивает, лишает сна.

Хочу жить в мире магии.

Мечта.

Как научиться быстро писать синквейны на любую тему

Составление синквейнов – очень увлекательное занятие, но только при условии, что форма хорошо освоена. А первые опыты в этом жанре обычно даются с трудом – чтобы сформулировать пять коротеньких строк, приходится довольно серьезно напрягаться.

Однако после того, как вы придумали три-четыре синквейна и освоили алгоритм их написания, дело как правило идет очень легко – и новые стихотворения на любую тему придумываются за две-три минуты.

Поэтому для того, чтобы быстро сочинять синквейны, лучше отработать форму на относительно простом и хорошо знакомом материале. В качестве тренировки можно попробовать взять, к примеру, свою семью, дом, кого-либо из родственников и друзей, домашнее животное.

Справившись с первым синквейном, можно отработать тему посложнее: например, написать стихотворение, посвященное какому-либо из эмоциональных состояний (любовь, скука, радость), времени суток или времени года (утро, лето, октябрь), вашему хобби, родному городу и так далее.

После того, как вы напишете несколько таких «пробных» работ и научитесь «упаковывать» свои знания, представления и эмоции в заданную форму, вы сможете легко и быстро придумывать синквейны на любую тему.

1. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы, знаки препинания и раскрывая скобки. Причастия и деепричастия разбирайте по составу.

2. Выразительно прочитайте текст. Опишите, какая картина рисуется в вашем воображении. Определите, какова роли причастий и деепричастий в данном тексте.
3. Какой способ словообразования объединяет выделенные слова? Докажите.

На зап..де за городом г..рела заря. Точно в жерло раск..лённого, пылающ..го жи..ким золотом вулкана свал..вались тяжелые сизые облака и рдели (кроваво) красными..нтарными, фиолетовыми огнями. А над вулканом подн..малось куп..лом вверх зел..нея бирюзой и ак..в..м..риной кроткое вечернее весеннее небо.
Медленно идя по шоссе с трудом в..лоча ноги в огромноых к..лошах Ромашов неотступно гл..дел на этот волшебный пожар. Как и всегда, с самого детства, ему чудилась за яркой вечерней зарей какая - то т..инстве..ая, св..тозарная жизнь.

Помогите пожалуйста СРОЧНО! Надо составить таблицу "Слитное и раздельное написание НЕ с глаголами, причастиями и деепричастиями" в её левой части

вертикали поместите глаголы, причастия и деепричастия, а в правой по горизонтали отразите способ написания НЕ (слитно или раздельно). Заполните таблицу четырьмя примерами, обозначая в них условия выбора раздельного или слитного написания НЕ.

1. От данных глаголов образуйте все возможные причастия и деепричастия:

Создать, выбросить (1 вариант). Продать, выскочить (2 вариант).
2. Проведите морфемный анализ причастий и деепричастий.
1 вариант: искрящегося снега, моросящему дождю, снизив цену, думая о будущем, согретый обед, пробираться сквозь заросли, незатихающей бури
2 вариант: спетая песня, посиневшая полоска неба, сказав правду, сидя в машине, согревающий чай, забравшись в шалаш, негнущихся ног
З. Составьте (или подберите из выученных стихотворений) и запишите, расставляя знаки препинания, предложение с причастным оборотом. Причастный оборот выделите как член предложения.
4. Составьте (или подберите из выученных стихотворений) и запишите, расставляя знаки препинания, предложение с деепричастным оборотом. Деепричастный оборот подчеркните как член предложения.
5. Определите, в каком словосочетании причастие употреблено в переносном значении. Составьте и запишите сложное предложение со словосочетанием, в котором причастие употреблено в прямом значении.
1 вариант: распущенные волосы - распущенные дети, бегающие ребята - бегающие глаза, блестящий предмет - блестящий успех
2 вариант: открытая дверь - открытая душа, погасшая лампочка - погасшая улыбка, ограниченное движение - ограниченный человек
6. Найдите ошибки в употреблении выделенных причастий и деепричастий. Запишите предложения в исправленном виде.
1) Начавший дождь спутал все планы на отдых за городом. 2) Нам было дадено задание на лето. З) Заметя волнение собеседника, я остановился. 4) Поевши вволю, уму захотелось спать.

© uo-fobos.ru, 2024
Бесплатные юридические консультации