Прав ли Базаров, говоря, что “Рафаэль гроша медного не стоит”? Нужен ли России Базаров? (по роману И. С

16.04.2024

>Сочинения по произведению Отцы и дети

Нужен ли Базаров России?

Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети» затрагивает многие аспекты общества. Автор поднимает извечную проблем отцов и детей, сталкивает старое поколение с новым, показывает модные общественные тенденции, типичные для середины XIX века, рассматривает в деталях жизни нескольких персонажей. В частности в произведении затрагивается вопрос о пользе таких людей, как Базаров . Он является ключевой фигурой романа, представителем современной молодежи и проповедником «нигилизма» – течения, отрицающего всё общепринятое. Тургенев с особым мастерством описывает этого персонажа. Он сам создал его, сам дал ему жизнь, но судьбы изменить не смог.

Нужен ли Базаров России? Это сложный и неоднозначный вопрос. Конечно же, он, как и любой другой человек нужен в обществе. Он приносит определенную пользу, занимаясь исследованиями в области медицины и помогая больным. Будучи нигилистом, он вносит в общество новые идеи, которые многим кажутся прогрессивными и справедливыми. Он даже находит последователей и учеников в лице Аркадия Кирсанова и Ситникова . Они хоть и не до конца искренни в своем «нигилизме», но стараются подражать Базарову поведением и суждениями. Они так называемые псевдонигилисты.

Несмотря на очевидную пользу, которую Евгений Васильевич приносит обществу, он не может найти в нем себя. Отрицая все, что дорого остальным, он становится «лишним». В итоге ему не к чему стремится. Общественная деятельность не становится главной целью. В любви он также несчастен. По этой причине в масштабах огромного государства он чувствует себя ненужным. В какой-то момент герой даже сравнивает себя с червем, который ползает по земле и никому не нравится. Перед смертью он признает свою ненужность и готов умереть. Ведь человек живет, пока он кому-то нужен.

Казалось бы, за свою короткую жизнь Базаров не сделал ничего выдающегося, но он всегда помогал окружающим. За угрюмой внешностью героя пряталось доброе сердце. На мой взгляд, такие люди как он нужны, возможно, не целой стране, но отдельным людям. Так, например, своим родителям он был очень дорог, а пациентам приносил только пользу. Поэтому, можно сделать вывод, что Базаров был нужен своим родным, друзьям, знакомым и пациентам. А принося пользу хотя бы малой части общества, человек несет положительные изменения и в масштабах всей страны.

В своем романе “Отцы и дети” Тургенев вывел на сцену перед читателями несколько интересных образов. Самыми запоминающимися из них являются Евгений Базаров и Павел Петрович Кирсанов. Именно между ними завязывается и раскрывается вечный спор между отцами и детьми. Но самое главное, что автор романа показывает перед нами не столько противников по возрасту, сколько противников по взглядам на жизнь. И, прежде всего, ее эстетическую сторону.
Именно Базаров заявляет, что творчество Рафаэля ничего не стоит, так как не служит какой-то жизненно

Важной цели. Для героя непонятна ценность искусства. Он уверен, что если картина не закрывает дырку на стене, то от нее нет никакой пользы, никакого проку.
И хотя многие взгляды Базарова я поддерживаю, это его мнение по поводу искусства вообще мне не понятно. Если следовать его словам, то необходимо опровергнуть и музыку, всю музыку… Но ведь если бы не было музыки, то с течением времени тишина была бы просто невыносимой!
Поэтому мне самому было интересно посмотреть на творчество того, кого Базаров ни во что не ставит.
Я узнал, что Рафаэль писал множество икон. И в основном он изображал Марию и младенца – Иисуса Христа. Самой известной картиной из этого, если можно так сказать, цикла является “Сикстинская Мадонна”. Говорят, что название это произведение получило от того, что Мадонна изображена с шестью пальцами на одной из рук. А на латинском языке секста обозначает число “шесть”.
Но мне хотелось бы рассмотреть другую картину – “Мадонну Конестабиле”. Когда Рафаэль писал ее, ему было около семнадцати лет. Поэтому в ней нет еще ни классической красоты, ни того блеска живописного исполнения, которым отличались более поздние произведения мастера. Художнику было почти столько же лет, сколько мне сейчас… Это интересный факт.
Эрмитажная картина (а именно там она висит в настоящее время) не отличается также, как говорят критики, тем особым построением композиции, которая заставила многие поколения художников изучать произведения Рафаэля как недостижимые примеры.
Но вряд ли следует касаться подобных вопросов. Да и не мое это дело, разбирать картину как искусствовед. Я этого не умею. Но одно могу сказать точно, что Базаров тоже не имел соответствующего образования, чтобы профессионально заявлять о том, что Рафаэль никому не нужен, и его картины тоже. Так что, это – дело вкуса.
И все же в этой, как говорят, несовершенной и скромной “Мадонне Конестабиле” есть другие качества, которые делают ее по-своему замечательной. И мне лично эта картина понравилась, потому что она очень простая, без претензий на что-либо. И в тоже время очень красивая.
По моему мнению, основная ее особенность – наполняющая всю картину легкая грусть. Она присутствует в образе Мадонны, совсем молоденькой и наивной девушки, и в простом, неброском пейзаже, мягко расстилающемся за ее спиной.
Природа играет роль фона для центрального образа. Фона, на котором так отчетливо видны персонажи. В картине царит весна, светлой зеленью покрыты невысокие пологие, уходящие вдаль холмы. На стройных тонких деревьях только начинают распускаться листья.
Основная черта облика Мадонны – задумчивость, и в то же время у меня такое ощущение, что ей все ясно. Ее фигура поставлена строго в центре произведения. Ребенок у нее на руках, Мадонна на него смотрит. Этим достигается необычайная гармоничность картины “Мадонна Конестабиле”.
Картина нарисована специально для небольшого формата. Ее даже трудно представить себе более значительного размера. По своему характеру она напоминает книжную иллюстрацию. И это еще одно ее качество, которое мне нравится. Вся картина сразу перед глазами, все видно. Она легко запоминается, и за автора не нужно ничего додумывать.
Также картина не квадратная или прямоугольная, как обычно, а круглая. Она прекрасно вписывается в эту форму и вся выдержана в мягких линиях: склоненная голова в покрывале, фигурка младенца.
Мне очень понравилась картина итальянского художника Рафаэля “Мадонна Конестабиле”. И мне совершенно непонятно, как Базаров мог протестовать против этого художника в частности и против искусства в целом?! Разве можно не понимать и не видеть красоты творчества? Жизнь героя, в таком случае, была просто бедна и неинтересна. Не удивительно, что автор убивает его в конце романа.
Творчество художников, музыкантов, писателей достойно быть понятым и продолженным. Нельзя просто так отмахиваться от того, что человек может сделать своими собственными руками!

(Пока оценок нет)

Другие сочинения:

  1. Пускай погибнут наши имена, лишь бы общее дело было спасено! П. В. Верньо Прощаясь в конце романа с Одинцовой, умирающий Базаров между прочим произносит важные для идейного содержания романа слова: “Я нужен России… Нет, видно, не нужен. Да и кто Read More ......
  2. Говоря о любовной лирике Ахматовой, нельзя не сказать несколько слов о чувствах самой поэтессы, о ее кумирах, о предметах ее восхищения. И одним из неоскудевающим источником творческой радости и вдохновения для Ахматовой был Пушкин. Она пронесла эту любовь через всю Read More ......
  3. Роман “Отцы и дети”, по определению русского писателя Владимира Набокова, – это “не только лучший роман Тургенева, но и одно из самых блистательных произведений XIX века”. Центральное место здесь занимают долгие Споры молодого разночинца нигилиста Евгения Базарова и стареющего аристократа Read More ......
  4. Главный герой этого романа – Евгений Васильевич Базаров. Это человек с очень сложным характером. В произведении он представлен нигилистом, то есть человеком, который отрицает все. Для него не существует никаких принципов, авторитетов. Жутко становится, когда слышишь его высказывания о великих Read More ......
  5. Роман “Отцы и дети”, по определению русского писателя Владимира Набокова, – это “не только лучший роман Тургенева, но и одно из самых блистательных произведений XIX века”. Центральное место здесь занимают долгие споры молодого разночинца нигилиста Евгения Базарова и стареющего аристократа Read More ......
  6. Роман появился на свет в 1862 году. В романе писатель противопоставил, с одной стороны, либералов-дворян – братьев Кирсановых, с другой стороны, – нигилиста, разночинца Базарова. Базаров был чрезвычайно прост: никогда не юлил. Говорил, что думал. Одевался просто даже в какой-то Read More ......
  7. Название поэмы “Медный Всадник”, являющийся памятником Петру I на Сенатской площади Петербурга, говорит о своеобразном подходе автора к освещению истории петровской эпохи. Великий царь Петр I представляется в поэме символическим образом Медного Всадника – огромного монументального памятника. Медный Всадник – Read More ......
  8. В русской литературе есть два романа, главных героев которых зовут Евгениями: “Евгений Онегин” и “Отцы и дети”. Случайно ли это совпадение имен? На мой взгляд, нет. Параллели между произведениями на этом не кончаются: у каждого Евгения свой младший друг; в Read More ......
Прав ли Базаров, говоря, что “Рафаэль гроша медного не стоит”?

Чем привлекает меня Евгений Базаров и в чем я не согласна с ним

Одна из главных задач, которые автор поставил перед собой, - это показ «нового человека» эпохи 60-х годов. Тургенев писал: «В основание главной фигуры, Базарова, легла одна поразившая меня личность молодого провинциального врача… В этом замечательном человеке воплотилась – на моих глаза – то едва народившееся, еще бродившее начало, которое потом получило название нигилизма».

Базаров – «нигилист», «новый человек», разночинец. Он прожил «горькую» жизнь, прошел суровую школу труда и лишений. Тургенев именно в этом образе показал свое понимание демократизма «новых людей».

В Базарове меня очень привлекло постоянное желание работать, большая сила воли. Это человек острого и сильного ума. Базаров человек стойкий, мужественный, всегда уверенный в себе. Его ненависть и любовь всегда искренни и глубоки. Все эти черты Базарова говорят о его демократизме. И демократизм этого человека проявляется не только в чертах его характера, но и в портрете, и в речи, в отношении к крепостному праву, к религии и, конечно, в отношении к простым людям.

Базаров отрицает крепостное право и религию, народную нищету, все то, что порождено «безобразным состоянием общества». Он имеет особый подход к простому человеку. И когда к нему приходит «сильная тяжелая» страсть, он умеет одержать над ней нелегкую победу, показав, насколько он выше и человечнее Одинцовой, той, которую он так страстно полюбил.
Со всеми этими чертами мировоззрения Базарова я вполне согласна. Тургенев очень правильно и правдиво передал типичные черты революционеров-демократов своего времени, но в то же время писатель сообщил образу Базарова несвойственные революционерам черты.
Я совершенно не согласна с базаровским отрицанием искусства, музыки, поэзии, живописи. Базаров не знает ни биографии, ни творчества А.С. Пушкина. По его словам, порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта. Рафаэль, по мнению Базарова, «гроша ломаного не стоит». С этим невозможно согласиться.

Истинные революционеры-демократы отрицали только «чистое искусство», но не искусство вообще. Базаров отождествляет законы природы и законы человеческой жизни, физиологические и психические явления. И самое главное – это то, что этот человек только лишь отрицает, но ничего не делает, не борется с теми жизненными явлениями, которые приводят его в негодование. Он никогда не стремится убедить слушателей в правоте своих высказываний. Эти черты вызывают во мне антипатию к Базарову.

Я не могу сказать, что этот человек мне нравится. В нем очень много и хорошего и плохого. Мое чувство к нему неопределенно, так как прекрасные качества его характера уравновешиваются непонятным презрением ко всему прекрасному и волнующему и полным бездействием в ненавистной ему барской среде.

Вся Россия и русская литература долго жила в ожидании принципиально нового героя, деятеля, преобразователя, "русского Инсарова". О его скором появлении убежденно писал в финале своей статьи "Когда же придет настоящий день?" критик Н. А. Добролюбов. И такой герой явился в лице Евгения Базарова, главного героя романа И.С. Тургенева "Отцы и дети". Его новизна заключалась в том, что, в отличие от Печориных и Рудиных, в нем, по словам другого критика, Д. И. Писарева, "знание и воля, мысль и дело сливаются в одно твердое целое".

У Евгения Базарова было несколько жизненных прототипов: поразивший Тургенева "молодой провинциальный врач" Дмитриев; встреченный писателем на железной дороге человек, позже сосланный в Сибирь; сосед Тургенева по имению В.И. Якушкин, врач и исследователь, демократ и, возможно, участник нелегальных организаций. Отразились в Базарове и отдельные черты Белинского, Добролюбова, Бакунина. В итоге из-под пера Тургенева вышел собирательный образ, подлинный герой нового времени.

Новый герой явился, но нужен ли он России?

Во внешности Базарова бросается в глаза его худое лицо "с широким лбом", "висячими бакенбардами песочного цвету", лицо, которое "оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум". Длинные густые волосы его "не скрывали крупных выпуклостей просторного черепа". Такое описание внешности дополняется упоминанием "обнаженной красной руки" и длинного балахона с кистями. Широкий лоб и просторный череп - свидетельство недюжинного ума, балахон, длинные волосы и бакенбарды - выражение вкусов людей из окружения Базарова, вызов моде, которой придерживаются хозяева дома, а красная рука - свидетельство причастности героя к физическому труду.

Красноречивы и своеобразны манеры Базарова. Он называет себя на крестьянский лад Евгением Васильевым, намеренно демонстрирует бестактность, грубость и вульгарность манер, выражает угрюмую недоверчивость к хозяевам Марьино. В его речи присутствуют нотки категоричности, слышна самоуверенность, но она полностью лишена высокопарности, иностранных слов, отличается меткостью, простотой и лаконизмом.

Базаров гордится своими "корнями" (один его дед - "секунд-майор такой-то", зато другой - "землю пахал"). Автор неоднократно подчеркивал демократизм своего героя. Так, например, он писал в письме К. К. Слечевскому о Базарове: "Он честен, правдив и демократ до конца ногтей".

Евгений Базаров - нигилист - "человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип", как характеризует друга Аркадий. Вполне естественно, что такого необычного гостя "отцы" - братья Кирсановы - приняли настороженно. Николай Петрович откровенно "побаивался" молодого нигилиста, а Павел Петрович так же откровенно "всеми силами души возненавидел". Он считает Базарова "гордецом, нахалом, циником, плебеем".

Жаркие споры, полемика, разгоревшиеся между Базаровым и Павлом Кирсановым, отражают идеологические баталии эпохи, запечатленной в произведении. Базаров, критикуя консерватизм своего противника, барскую изнеженность, пустословие отечественных либералов, проявляя презрение к громкой и красивой фразе, часто одерживает победы в этих поединках. Но он не только спорит, говорит о деле, а и погружен в него. В то время как Павел Петрович проводил свои дни в унылой праздности, презираемый им "пришелец" трудился. Когда "Аркадий сибаритствовал, Базаров работал". Он ставит физические опыты, изучает жуков, препарирует лягушек. И все это подчинено главным образом практической цели - лечению пациентов. Будучи типичным естественником 60-х годов XIX века, Евгений с. уважением относится к биологии, химии, медицине, решительно отрицая псевдонаучные, с его точки зрения, френологию, витализм, гуморальную патологию.

Герой романа вообще делает основной упор на утилитарность, полезность жизненных явлений. Природу он рассматривает как мастерскую, а человека - как работника в ней. То, что природа еще и храм, он начисто отрицает. Небрежно относится Базаров и к искусству, как русскому, так и зарубежному, литературе, музыке, называя все это непростительной дурью.

Герой романа часто характеризуется как нигилист, отрицатель. И в этом его главная сущность. Он сторонник решительного разрушения старых основ бытия. Он отрицает мелкое, нелепое обличительство в литературе, дутые авторитеты, крепостное право и его пережитки, незыблемые основы самодержавного государства. Такое последовательное отрицание революционно по своему характеру, и это подчеркивал в письме сам автор: "...если он называется нигилистом, то надо читать: революционером". Но отрицание отрицанием, а что взамен?

Базаров ничего не предлагает, он отказывается формулировать свою положительную программу, замечая только: "строить не наше дело". К сожалению, "ломание" героя предполагает также отбрасывание всех исторических и культурных ценностей, отрицание таких нравственных категорий, как долг, честь.

Уязвимым местом Базарова становится также его отношение к женщине. Любовь к женщине он считает "чепухой", "распущенностью" , сводя ее лишь к физиологии и объявляя это чувство "белибердой" и "непростительной дурью". Но тем болезненнее и горше постигшее его разочарование. Любовь к Анне Сергеевне стала для Базарова едва ли не самым трудным жизненным испытанием. Ощутив крах своей любви и своих прежних представлений о ней, герой пасует и перед жизненной неудачей, в которой во многом виноват сам.

Еще одним противоречием героя становится его отношение к родителям. С одной стороны, он пытается подавить в себе сыновнее чувство, стыдится его проявлений, с другой - испытывает к отцу и матери большую человеческую нежность, сознавая, что "таких людей, как они, в...большом свете днем с огнем не сыскать". В этих суждениях тургеневский герой особенно противоречив.

Еще более противоречивы отзывы Евгения о народе. Он презирает отсталость простых мужиков, патриархальность, невежество крестьянства. Но при этом его нигилизм обусловлен интересами именно этих простых мужиков, вызван "народным духом". Резкие суждения Базарова о народе рождены не столько трезвым отношением к забитости крестьянства, сколько авторским желанием снизить образ своего героя, наделить его антидемократической сущностью.

Сюжет романа построен таким образом, что к концу жизни Евгений рвет все былые связи с близкими ему людьми, а также "последователями" и "попутчиками". Юный друг Базарова Аркадий Кирсанов не годится для "горькой, терпкой, бобыльной" жизни, которой требует избранный путь. Он всего лишь "мякенький, либеральный барич", который в эпилоге показан уже полностью перешедшим в стан "отцов". Эмансипированную помещицу Авдотью Никитичну Кукшину на самом деле интересует только одна тема - "говорить о любви".

В эпилоге о ней говорится, что теперь она в Гейдельберге изучает естественные науки и архитектуру, "по-прежнему якшается со студентами, ...которые, удивляя на первых порах наивных немецких профессоров своим трезвым взглядом на вещи, впоследствии удивляют тех же профессоров своим совершенным бездействием и абсолютной ленью".

Виктор Ситников, который именует себя "старинным знакомым" Базарова и его учеником, самостоятельных убеждений не имеет. Его "прогрессивность" проявляется прежде всего в отрицании и презрительном отношении ко всему, что попадается на глаза. В эпилоге романа Тургенев сообщает: "...С великим Елисевичем Ситников, тоже готовящийся быть великим, толчется в Петербурге и, по его уверениям, продолжает "дело" Базарова. Говорят, его кто-то побил, но он в долгу не остался: в одной темной статейке, тиснутой в одном тем-ном журнальце, он намекнул, что побивший его- трус..."

Как видим, ни искренних и преданных друзей, ни возлюбленной, ни настоящих соратников и продолжателей его дела у Базарова нет.

Состояние подавленности после любовного краха, душевной депрессии привело его к рассеянности при вскрытии трупа мужика, заражению и последующей смерти. Но это только повод, косвенная причина ухода Базарова из жизни. Другая причина состоит в небрежном отношении героя к жизни, во многом потерявшей для него свой смысл. Главная же причина гибели тургеневского героя может быть названа социально-исторической. Незадолго до смерти Евгений производит оценку своих нравственных ценностей: "Я нужен России... Нет, видно не нужен..."

Обстоятельства русской жизни 60-х годов не давали еще возможностей для коренных демократических преобразований, для претворения замыслов Базарова и ему подобных. К тому времени еще не созрели условия для одержания ими победы над царящим злом. И потому дело героя и сам он предстают трагически обреченными, и именно это, чувствовал Базаров, размышляя о "собственном ничтожестве" перед вечностью, о неизбежности смерти.

Для понимания характера и позиции Базарова важное значение имеют характеристики, которые дают ему другие действующие лица. Аркадий считает Базарова "одним из самых замечательных людей", с которыми он когда-либо встречался; отец - что "...подобных ему людей не приходится мерить обыкновенным аршином...". Ситников называет себя "учеником" Базарова; Одинцова сначала находит его "странным", а затем приходит к выводу, что он "не из числа обыкновенных" и что он не удовольствуется "скромною деятельностью". Катя видит в Евгении что-то "хищное". А Павел Петрович в своих высказываниях фактически указывает на главную причину "ненужности Базарова": "Вы воображаете себя передовыми людьми, а вам только в калмыцкой кибитке сидеть! Сила! Да вспомните, наконец, господа сильные, что вас всего четыре человека с половиною, а тех - миллионы, которые не позволят вам попирать ногами свои священнейшие верования, которые раздавят вас!" Показательно, что в эпилоге романа Тургенев упоминает, что единственным продолжателем дела Базарова оказался именно жалкий и никчемный Ситников, "тоже готовящийся быть великим".

Роман завершается великолепным музыкальным аккордом - лирической концовкой, рисующей стариков Базаровых на могиле сына. Они "молятся и не могут покинуть это место, откуда им как будто ближе до их сына, до воспоминаний о нем... Неужели их молитвы, их слезы бесплодны? Неужели любовь святая, преданная любовь не всесильна? О нет! Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце не скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами: не об одном вечном спокойствии говорят нам они; они говорят также о вечном примирении и о жизни бесконечной..." Этот финал звучит как реквием и как стихотворение в прозе, где пейзаж, скорбно застывшие фигуры и тишина, вопросы и восклицания передают глубину авторских переживаний.

Разделы: Литература

Цели:

  1. Познакомиться с понятием «нигилизм».
  2. Сравнить понятие «нигилизм» и взгляды Базарова.
  3. Развитие навыков сравнения, критического мышления, творческого письма
  4. Ввести учеников в процесс познания.
  5. Создать атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества в общении, формировать умение отстаивать свою позицию.
  6. Включить эмоциональную сферу ребенка, обратиться к его чувствам, пробудить заинтересованность каждого в изучении данного произведения.

Оборудование:

  1. текст романа
  2. таблица «Взгляды Базарова (таблица заполняется учащимися на предыдущих уроках)
  3. презентация к уроку.
  4. компьютер, проектор.
  5. камень, зерно, ростки пророщенной пшеницы или другого зерна, зеркало.

Структура урока

  1. Вступительное слово Мастера. (Налаживание взаимоотношений с классом)
  2. “Индукция”.
  3. “Разрыв”.
  4. “Самоконструкция”.
  5. “Социоконструкция”.
  6. “Афиширование”.
  7. “Рефлексия”.

Работа во время мастерской ведется в группах.

Ход занятия

1. Налаживание взаимоотношений с классом.

Учитель : Сегодня у нас не совсем обычный урок, а Мастерская. Работать нам будет, может быть, не очень легко, но, надеюсь интересно.

Смоделируем ситуацию: вы просите меня о чем-то, а я отвечаю вам: «нет». Почему я так поступаю? (ответы учащихся: «так хочется учителю; вследствие определенных правил и принципов, которых придерживается учитель»). Я отвечаю так в силу определенных правил и принципов, которыми я руководствуюсь. Вот и сегодня мы рассмотрим правила и принципы Евгения Базарова, главного героя романа И.С.Тургенева «Отцы и дети». И тема сегодняшней мастерской «Базаров – нигилист!?». Обратите внимание, что в конце фразы стоит не один знак, а два; то есть нам предстоит решить каждому, каким же был нигилизм Базарова?

2. Индукция.

А). Построение древопонятия слова НИГИЛИЗМ.

Учитель : Кем считал себя Базаров?

Ответ учащихся : нигилистом, относил себя к нигилистам, о чем прямо говорит Павлу Петровичу Кирсанову.

Учитель : Рассмотрим древопонятие этого слова. Перед вами четыре определения этого слова из разных источников. Прочитайте и подчеркните в каждом слово или словосочетание, которое вам кажется самым важным в этих определениях. Обсудите свой результат работы в группе.

Нигилизм – это…

  • (от латинского nihil – ничто) отрицание общепринятых ценностей: идеалов, моральных норм, форм общественной жизни. (Большой энциклопедический словарь)
  • «безобразное и безнравственное учение, отвергающее все, чего нельзя ощупать» (Толковый словарь В.Даля)
  • «голое отрицание всего, логически неоправданный скептицизм» (Толковый словарь русского языка)
  • «философия скептицизма, которая возникла в России в ХIХ веке в начале правления Александра!... ранее этот термин применялся к некоторым ересям в средние века. В русской литературе термин нигилизм был впервые использован Н.Надеждиным в статье в «Вестнике Европы»… Надеждин прировнял нигилизм к скептицизму» (М.Катков)

Чтение и объяснение подчеркнутых слов и словосочетаний.

Учитель : Попробуем их объединить. Что из этого получим?

Б) Построение ассоциативных рядов к понятию нигилизм . (Слайд 3. Приложение 1 .)

Учитель : центральное понятие нашей мастерской – нигилизм. Давайте попробуем подобрать к нему ассоциации. С каким природным явлением, звуком, цветом ассоциируется у вас это понятие и почему?

Учащиеся записывают свои ассоциации, называют их, учитель записывает их на доске.

(Природные явления: буря, ветер, метель, ураган,- все эти природные явления разрушают и уничтожают, так и Базаров в своей теории говорит о том, что необходимо все разрушить, а строить будут другие.

Звуки: скрежет, скрип, гром.

Цвет: черный, серый, вишневый).

Учитель : А теперь попробуем подобрать ассоциации к образу Базарова.

Прочтение и объяснение ассоциаций. Учащиеся дополняют свои записи. Параллельно ассоциативные ряды записываются на доске.

(Базаров – камень, пропасть, летящая птица.)

В) Работа с таблицей «Взгляды Базарова» (таблица составлена на предыдущих уроках).

Учитель : Откройте таблицу «Взгляды Базарова, которую мы составили на предыдущем уроке, просмотрите все взгляды Евгения Базарова и ответьте на вопрос, прав ли автор, причисляя Базарова к нигилистам?

Ответы учащихся.

Учитель : В этой же таблице напротив каждого мнения и позиции героя отметьте знаками свою позицию:

  • + согласен с позицией автора
  • - не согласен с мнением автора
  • ! восхищаюсь мыслями автора
  • ? не понимаю автора.

Учащиеся делают пометки в таблице, обсуждают помеченное в группе. Озвучивают свою точку зрения.

(На данном этапе урока может возникнуть небольшой спор между учащимися, т.к. позиция и точка зрения на взгляды Базарова у учащихся разная. Почти все ребята были не согласны с отрицанием героя любви и искусства. В доказательство своей позиции учащиеся приводили свои аргументы. Основной из них « Отрицание любви и искусства противоречит развитию всей человеческой жизни, взаимоотношениям людей, т.к. основа жизни – любовь людей друг к другу.»)

Учитель : Базаров – нигилист, человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип. Но, как и каждая теория, нигилизм обладает своими «плюсами» и «минусами».

Задание учащимся: попробуйте распределить в две колонки сильные и слабые стороны нигилизма как теории и объяснить свою позицию.

(На данном этапе мастерской делаются обобщения и выводы учащихся по всей теории Базарова. Учащиеся отмечают следующие слабые стороны: нигилизм ведет к разрушению мира; отрицать все и вся невозможно и т.д. Ребята выделяют сильные стороны: нигилизм, как и любая другая система взглядов, имеет право на существование; это было новое направление в общественных взглядах России ХIХ века и т.д.)

Учитель : Конечно, однозначно оценивать нигилизм Базарова нельзя. При рассмотрении взглядов Базарова возникает много вопросов. Какой бы вопрос вы бы задали герою?

Учащиеся записывают, обсуждают вопросы, затем озвучивают.

3. Конфликт.

Учитель : У меня в руках несколько предметов: камень и проросшие зерна пшеницы. (Учитель давит камнем ростки зерен) В этих предметах и действии и заключается, на мой взгляд, все мировоззрение Базарова. Если же мы добавим к этим предметам зеркало, то увидим и всю суть нигилизма Базарова, и проблематику романа И.С.Тургенева «Отцы и дети». Попробуйте объяснить мой выбор и действия относительно мировоззрения Базарова и всего романа в целом.

(Учащимся дается в помощь схема «Творческий замысел романа И.С.Тургенева «Отцы и дети» Слайд 6. Приложение 1)

Вот как учащиеся объяснили использование предметов и действия, производимые с ними:

  • Камень – сам Базаров, который своей теорией нигилизма разрушает свою жизнь (ростки пшеницы), но зерно раздавлено не все, значит, его теория дает новые ростки в общественной жизни общества. Зеркало – это отражение всей жизни героя, пройдя через испытания, предпосланные ему жизнью и любовью, он в конце романа уже совсем другой, обновленный.
  • Камень – нигилизм Базарова, который разбивается о жизнь и любовь (зерна и ростки), зеркало – отражение в романе эпохи 60-х годов ХIХ века.
  • Камень – это «отцы» в романе, которые пытаются раздавить новое и прогрессивное направление «нигилизм», это старые принципы отцов, которые им казались неколебимыми и твердыми, как каменная скала. Ростки зерна – это нигилизм героя, который потерпел крушение, но не вся его теория, а только отдельные её положения о любви человека. Зеркало – это отражение и преломление, изменения героев в романе. Мы смотрим в зеркало, нам хочется увидеть одно, а в результате – совершенно другое отражение действительности.

4. Написание синквейна НИГИЛИЗМ . (Слайд 7. Приложение 1)

(Использование этого приема позволяет учителю проверить уровень понимания изучаемого материала.)

Прочтение синквейнов.

Примеры написанных синквейнов учащимися.

Нигилизм.
Отрицающий, отвергающий, низкий.
Отрицает, губит, калечит души.
Как будет жить человек с нигилизмом?
Это утопия.

Нигилизм.
Противоречащий, ломающий, испытывающий.
Отвергает, испытывает, проверяет.
И это называется нигилизмом?
Камень.

5. Социоконструкция. Учитель записывает на доске, а учащиеся в тетрадях тему мастерской. «Базаров – нигилист?!»

Учитель : попробуйте написать миниэссе, взяв для заголовка тему мастерской, а какой знак поставить в конце фразы, каждый решает сам.

Написание эссе.

6. Афиширование.

Учащиеся читают вслух свои работы.

7. Рефлексия.

Учитель : Ответьте на вопросы: что вы сегодня делали, какие задания вам понравились и почему?

(Ответы учащихся).

Заключительное слово учителя, который подводит итоги урока, говорит о роли самоопределения жизненной позиции.

Пример миниэссе, написанного на уроке.

Базаров – нигилист?

Базаров – нигилист? В конце этой фразы я ставлю знак вопроса. Он с самого начала все отрицал, и даже такое светлое чувство как любовь. Евгений Базаров знакомится с Одинцовой. Он горячо полюбил её. Полюбил и нарушил свои принципы, и тогда можно ли утверждать, что он нигилист? Герой оказывается в сложнейшей ситуации, но ведь сердцу не прикажешь.
Базаров сначала все отрицал,
Не верил, не признавал.
Был один против всех, словно загнанный зверь,
Никогда он не осознавал потерь.

Алимова Мерует.

© uo-fobos.ru, 2024
Бесплатные юридические консультации